Статья 1. Основные понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;
владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;
водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;
потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);
место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;
страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;
страховщик — страховая организация и иностранная страховая организация, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;
страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;
компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;
представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;
прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства;
направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;
урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования , — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату;
договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Статья 1 дополнена пунктом 2 с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ
2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Транспортное средство это
Транспортным средством (ТС) называют техническое устройство или изделие, которое служит для перевозки людей или грузов на дальние расстояния. Это означает, что грузоподъемные механизмы, перемещающие объект на несколько метров, таковыми назвать нельзя.
К ТС относят не только авто, оснащенные двигателями, но и морские и речные суда. Удивительно, но и устройство, которое приводит в движение животное (лошадь, мул, собака), другой механизм или человек, также может называться ТС.
Классификация
Если расшифровка аббревиатуры ТС довольно проста, то с видами устройств дано разобраться не каждому. Тем, кто заинтересован узнать что-то новое, поясним, что критериев классификации несколько.
Транспортные средства делят на несколько групп:
- По способу движения: рельсовые и безрельсовые.
- По наличию механики: механические и немеханические.
- По назначению: пассажирские и грузовые.
- По типу хода: самоходные и несамоходные.
- По категориям (и подкатегориям) А (А1), В (В1), С (С1), D (D1), ВЕ, СЕ, С1Е, D1Е, DE, Tm, Tb, M.
Способ движения
Рельсовые ТС – это механизмы, которые передвигаются по специально оборудованным направляющим. Они могут быть следующих типов:
- обычные;
- узкоколейные;
- универсальные;
- монорельсовые;
- комбинированные.
К ним относят поезда, паровозы, тепловозы, автомотрисы, электровозы, дрезины, трамваи и средства передвижения метрополитена.
Безрельсовыми называют все виды сухопутных автомобилей, которые передвигаются по твердой поверхности без использования рельсов.
Механические и немеханические
В данном случае основным критерием является наличие или отсутствие мотора.
Механические ТС – это такие устройства, которые имеют двигатель. Они в свою очередь подразделяются на:
- Мототранспортные (мотоциклы, мопеды, мотороллеры): имеют два или три колеса, двигатель внутреннего сгорания, особое расположение водителя в седле.
- Автомобили (легковые, грузовые, автобусы, троллейбусы, автомобиль-тягач и седельный тягач): отличает не менее четырех колес, расположенных на двух и более осях. Исключения составляют трехколесные средства массой более четырехсот килограмм.
- Тракторы – машина, выполняющая работы в комплексе с прицепами, подвесными или стационарными устройствами. Может быть на колесном или гусеничном ходу.
Немеханические авто двигателем не оборудованы. К ним относят комбинируемые и буксируемые устройства. В первую категорию входят автопоезда. Во вторую – ТС, у которых вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса. Буксируемые устройства оснащены приспособлением для крепления к авто.
Тип хода
У несамоходного агрегата отсутствует мотор. Он не перемещается самостоятельно, а требует усилий, способных привести его в движение. Самоходный же оборудован мощным двигателем. Для его работы необходим человек, имеющий специальные знания и свидетельство о праве управления ТС.
Латинские буквы в водительском удостоверении – что это?
Это не что иное, как обозначение категории прав на управление транспортным средством. В законодательстве РФ отражены шестнадцать букв и их сочетаний:
- А – разрешено управлять мотоциклами с колясками и без. Если в строке категория стоит не «А», а «А1», то к ТС предъявляются определенные ограничения: объем двигателя не более 125 см 3 и мощность до 11 кВт.
- В – допускает водителя к вождению легкового автомобиля, джипа, микроавтобуса массой не более 3,5 тонны. Количество пассажиров без учета водителя должно быть не более восьми. Разрешается дооборудовать машину прицепом массой до 750 кг. Подкатегория В1 дает право на управление квадроциклом и трициклом с объемом двигателя больше 50 см 3 .
- С – обозначает вождение транспорта весом более 3,5 тонны. Исключения составляют включенные в категорию D ТС. Это значит, что шофер может сесть за руль средних и тяжелых грузовиков, а также дополнительно подсоединить прицеп массой до 750 кг. Сочетание «С1» определяет возможность вождения только средних по массе грузовых машин (от 3,5 до 7,5 тонны).
- D – разрешено управлять автобусом с количеством пассажиров свыше восьми. Допускается прицеп массой не более 0,75 тонны. Подкатегория D1 ограничивает число перевозимых до 16 человек.
- ВЕ, СЕ, DE – обозначают возможность дооборудования средств прицепом массой свыше 750 кг в соответствующих категориях.
- С1Е, D1Е обозначают разрешение двигаться на грузовике и автобусе в сцепке с тяжелым прицепом. Также следует соблюдать два условия: общая масса не может превышать 12 тонн, а авто должно быть тяжелее прицепа.
- Tm, Tb – допускают водителя к управлению к управлению троллейбусом и трамваем.
- M — используют для вождения легких квадроциклов и мопедов.
Характеристики транспорта
В зависимости от назначения ТС его основные параметры различаются. Однако существуют общие характеристики, которые присуще любому авто. К ним относят:
- колесную формулу;
- тип кузова;
- вид рамы;
- схему компоновки;
- пассажировместимость;
- общий объем багажных отделений;
- массу;
- габариты;
- тип двигателя;
- систему питания;
- размер шин;
- вид тормозной системы.
Постановка на учет транспортного средства
- Заявление.
- Паспорт с подтверждением места регистрации собственника.
- ПТС.
- Документ на Право собственности .
- Страховой полис.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
Постановка на учет производится в три этапа:
- Подача документов.
- Осмотр техники сотрудником ГИБДД.
- Получение свидетельства о регистрации автомобиля.
Автолюбителям, желающим сэкономить, можно подать документы через портал госуслуг. В этом случае предлагается заранее пройти техосмотр и оплатить с 30-процентной скидкой государственную пошлину.
Если собственник нарушит закрепленный на законодательном уровне десятидневный срок постановки на учет автотранспорта, то ему грозит Штраф размером от 1500 до 10000 рублей. Повторное выявление приведет не только к финансовым потерям, но к лишению права управления ТС на срок до трех месяцев.
Определение ПДД
Согласно ПДД РФ, транспортное средство — это устройство, которое предназначено для перевозки людей или грузов (в том числе животных) по дорогам. Это определение распространяется только на автомобильный транспорт, но помимо него существует водный, воздушный, железнодорожный и специальный (например, военный — танки). Эти различия указывают на среду перемещения.
Что относится к транспортным средствам
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
- Прицепы к указанным автомототранспортным средствам.
- Трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
- Транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Основываясь на ПДД и КоАП РФ можно сказать, что к ТС относятся технические устройства, которые могут передвигаться по дороге (в том числе грунтовой, песчаной и т.п.) и подлежат обязательной регистрации в ГИБДД.
Какие основные виды
Первоначальная классификация ТС происходит по способу движения на поверхности и по типу двигателя. Таким образом, транспорт делится на:
- наземный, в том числе железнодорожный и автомобильный;
- подземный (метро);
- водный;
- воздушный.
СПРАВКА: Наземным транспортом можно назвать гужевую повозку (телегу, в которую запряжены животные, например, лошади или олени), верховую лошадь (а также осла или верблюда, если речь о более жарких странах, чем Россия).
Дорожный транспорт делится на три категории:
- Механический — эта категория подразделяется еще на три: мототранспорт (мотороллер, мопед, мотоцикл), автомобили (легковые, грузовые, автобусы, троллейбусы, тягачи) и тракторы.
- Комбинируемый — автопоезд.
- Буксируемый — прицепы и полуприцепы.
По назначению пассажирские, грузовые и специального назначения
По назначению транспортные средства могут быть личными пассажирскими, маршрутными, грузовыми и специального назначения.
Легковые машины делятся на пять классов:
- 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
- 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
- 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
- 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
- 5 – высший класс легковых транспортных средств.
ВАЖНО! Существует международная система классификации транспортных средств. Есть три категории, которые обозначаются буквами L (имеют меньше 4-х колес), M (четырехколесные пассажирские), N (грузовые). Каждая категория включает в себя несколько видов транспорта.
Грузовые автомобили относятся к категории N в международной классификации. Делятся следующим образом:
- N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн.
- N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн.
- N3 – ТС с массой более 12 тонн
Транспортное средство может быть оборудовано под перевозку специализированного груза, например, нефтепродуктов, цемента, различных жидкостей, особо опасных веществ и прочего.
ТС специального назначения нужны для выполнения особых задач или перевозки необычных грузов. К таковым относятся пожарные машины, транспорт коммунальных служб, МЧС, оперативных служб, войсковые ТС, автокраны, автоэвакуаторы и т.п.
Категории транспорта для перевозки пассажиров и багажа
Пассажирский транспорт также подлежит классификации. Автобусы делятся на:
- городские (протяженность пути составляет 8-10 км);
- пригородные (путь составляет приблизительно 50 км, но может и больше);
- сельские («ходят» внутри села, поселка);
- междугородние;
- внутриобластные (100-200 км);
- межобластные (в среднем расстояние 300-400 км);
- международные.
Автобусы делятся по назначению на:
- Школьные.
- Экскурсионные.
- Туристические.
- Вахтовые (везут рабочих на вахту).
- Служебные.
- Специальные пассажирские (заказанные для поездки в определенное место, например, на фестиваль).
- Городские маршрутные общего пользования.
Как правило, в автобусах, идущих на дальнее расстояние (то есть не сельских и не городских) предусмотрен багажный отсек. Им пассажиры могут пользоваться за дополнительную плату (иногда багаж включен в проезд, например, в туристических автобусах).
Особым пассажирским транспортом считаются трамваи и троллейбусы. До 2015 года даже не существовало отдельной категории водительских прав на эти ТС. Это городской электрический транспорт.
ВАЖНО! Пассажирский транспорт может принадлежать городскому транспортному ведомству или индивидуальному предпринимателю (организации).