6 Система национальных счетов: содержание, структура, назначение.
Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.
Система национальных счетов играет особую роль в экономике:
Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.
Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.
СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику
В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.
Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.
Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.
Система — это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:
валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;
валовой национальный доход (ВНД) представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;
валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;
конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;
сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);
валовое накопление (накопление основного капитала);
национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).
При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.
Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) — каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.
Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).
Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).
Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.
Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая — «Использование».
Структура системы национальных счетов
СНС основана на принципе двойной записи, означающей, что каждая операция, имея плательщика и получателя, показывается в материальном и финансовом аспектах.
СНС дает связанную картину экономических процессов в стране на основе стандартного набора счетов для всех секторов экономики по следующим основным фазам экономического процесса:
1) производство и образование доходов;
2) распределение и перераспределение доходов;
3) образование располагаемого дохода и его использование на потребление и накопление;
4) формирование источников финансирования капитальных затрат;
6) приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств;
7) изменения в активах, не связанные с нормальным экономическим процессом (в результате стихийных бедствий, катастроф, войн);
8) формирование активов и пассивов.
Данные счетов обобщаются в целом по народному хозяйству с разбивкой по следующим секторам:
1. Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке.
Система национальных счетов и ее показатели
Подведение итогов хозяйственной деятельности осуществляется с целью проведения соответствующей государственной политики, составления прогнозов, оценки уровня жизни населения, а также сравнения результатов с предыдущими периодами и другими странами.
Системой национальных счетов (СНС) является свод балансовых таблиц экономического характера, которые отражают расходы субъектов хозяйствования на приобретение товаров и доходы от результатов предпринимательской деятельности.
Основная цель СНС состоит в получении количественной информации о состоянии производства, распределения и использования общественного продукта. Каждый макроэкономический субъект и народное хозяйство в целом имеют свою систему функциональных счетов, которые отражают участие субъекта в таких хозяйственных процессах:
- Производство товаров и услуг;
- Образование национального дохода;
- Распределение, перераспределение и использование национального дохода.
Основоположники современной системы СНС – С. Кузнец и Дж. Кларк. Переход России к СНС состоялся в 1988 году, а до этого применялась система баланса национального хозяйства, которая не могла дать реальной информации о производстве страны.
СНС играет большую роль в экономической системе:
- С ее помощью можно измерить объем производства в данный момент времени и выявить причины текущего уровня производства;
- Сравнение показателей национального дохода за необходимый временной период дает возможность проследить тенденцию, которая определяет характер экономического развития;
- При помощи СНС формируется и претворяется в жизнь государственная политика.
Основу СНС составляет балансовый метод комплексного взаимосвязанного исследования экономических процессов и итогов их деятельности. при помощи СНС выявляются взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.
Чтобы дать комплексную оценку состояния национальной экономики и оценить результаты деятельности конкретных экономических отраслей, в СНС каждой стадии воспроизводственного процесса противопоставляется соответствующий счет или группа счетов, которые характеризуют интенсивность изменения стоимости товаров и услуг на всех стадиях воспроизводственного цикла.
В структуре СНС выделяются следующие экономические агенты:
- Домохозяйства, в собственности которых находятся товары и услуги, а также ресурсы;
- Фирмы, которые выступают заемщиками, инвесторами и производителями продукции;
- Государство, которое производит и покупает товары и услуги, регулирует и организует функционирование рыночной экономики, осуществляет перераспределение национального дохода с помощью налоговой системы и т.д.;
- Иностранный сектор, к которому относится весь «остальной мир», осуществляющий экономические операции с резидентами данного государства через мировую торговлю и перемещение капиталов.
Формулы расчета основных показателей СНС
Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов.
Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, произведенной не только на территории страны, но и за ее пределами, с применением производственных факторов, которые принадлежат данной стране. Расчет ВНП можно проводить по одному из двух методов:
По расходам. Суммируются все расходы на потребление конечной продукции, т.е. ВНП равен сумме потребительских расходов (С), инвестиционных расходов (I), государственных заказов на товары и услуги (G), чистого экспорта (Xnet) (1).
ВНП по расх = C + I + G + Xnet (1)
По доходам. Суммируется доходы отдельных лиц и предприятий, т.е. процент, прибыль, заработная плата, а также амортизация (А), капитал (К), косвенные налоги на бизнес (2).
ВНП по дох = % + з/п + Р + К + А + косв.налоги (2)
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, произведенной в экономике на территории страны за год. ВВП равен разнице ВНП и чистого экспорта (3).
ВВП = ВНП – Чэ (3)
Чистый экспорт равен стоимость выводимой продукции за минусом стоимости ввозимой продукции из-за рубежа.
Другим показателем СНС является чистый национальный продукт (ЧНП), который характеризует потенциал производства в экономике, так как включает только лишь чистые инвестиции (4).
ЧНП = ВНП – А (4)
Национальный доход равен совокупному доходу, заработанному собственниками экономических ресурсов, т.е. сумме факторов производства. Чтобы вычислить величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть сумму косвенных налогов.
Экономические операции в СНС
Все рассмотренные показатели широко применяются в СНС. СНС выполняет не только макроэкономические задачи, но и реализует практические цели, а именно: информирует субъекты хозяйствования об экономических процессах, происходящих в стране, для принятия последними взвешенных и экономически эффективных решений.
Ключевыми агентами СНС являются:
- Нефинансовые предприятия. Их основная функция заключается в производстве продукции с целью получения прибыли;
- Домохозяйства, которые выполняют функцию потребления;
- Администрация, куда входят государственные учреждения и частные административные ячейки, оказывающие услуги на безвозмездной основе и выполняющие функцию распределения стоимостей, которые созданы производством;
- Финансово-кредитные учреждения;
- Агенты за пределами данной страны.
Все агенты ведут счета по экономическим операциям, основываясь на следующем: любая операция имеет своего плательщика и получателя, записывается один раз в качестве использования и один раз в качестве ресурса, поэтому для всех больших категорий операций применимо следующее: все использование равно всем ресурсам. Таким образом, можно строить сводную макроэкономическую таблицу, отражающую равновесие в различных потоках продукции, потребления и инвестиций с позиции баланса ресурсов и их использования основными производственными агентами.
Система национальных счетов и их особенности
Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов.
Система национальных счетов – это совокупность взаимосвязанных статистических показателей, которая строиться в виде определённого набора сводных счетов и балансовых таблиц, которые служат для измерения совокупного производства страны и его компонентов с целью определения состояния экономики в целом.
СНС – это совокупность взаимосвязанных показателей в виде балансов, которые отражают наличие ресурсов и их применение.
Система национальных счетов выступает как результат количественного описания развития национального хозяйства за конкретный период времени. Основными показателями оценки в данной системе являются рыночные цены, иными словами, цены, которые необходимо для осуществления экономической операции.
Самыми важными областями применения СНС по праву можно считать:
- Расчёт обобщающих показателей экономического развития.
- Анализ воздействия мероприятий экономической политики на экономические процессы.
Данные системы национальных счетов используются для установления влияния измерений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, роста инфляции и пр.
Примечательно, что по многим признакам СНС похожа на бухгалтерский учёт, поскольку построена на основе бухгалтерских расчётов и принципов двойной записи. Принято считать, что система национальных счетов по своей сути и представляет бухгалтерский учёт для экономики в целом.
Основные функции системы национальных счетов
Выделяют следующие функции СНС:
- Собирательная, которая представляет собой сбор разного рода статистических данных, их анализ, прогнозирование.
- Аналитическая функция, определяется как сравнение экономических результатов различных стран.
- Регулирующая, которая выражается в реализации конкретной государственной стратегии и текущей государственной экономической политики.
Кроме того, стоит отметить, что система национальны счетов позволяет:
- Определять объём производства в стране, а также наделять свойствами процесс функционирования экономики в долгосрочной перспективе.
- Устанавливать факторы, которые являются определяющими для функционирования экономики.
- Создавать фундамент для формирования и реализации государственной экономической политики.
Каждый субъект национальной экономики ведёт учёт собственной деятельности посредством специальных счетов и балансов. В этой связи можно по праву утверждать, что счета являются важным элементом СНС. В них различают две стороны: ресурсы и использование. В таких счетах два раза записываются ресурсы – как наличные и как использованные.
Наряду со смежными разделами экономической статистики СНС обеспечивает комплексной информацией органы государственного управления с целью сформировать и реализовать с их помощью государственную экономическую политику.
Использование СНС нужно для проведения макроэкономической политики государства, экономического планирования прогнозов, а также для международных сопоставлений показателей валового продукта.
Исходя из всего этого, следует отметить, что система национальных счетов выступает как система статистической информации с целью проведения расчётов на макроуровне и организации механизма государственного регулирования экономики.
Анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС – это одно из важнейших условий обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, в том числе хозяйственных решений, которые принимаются предпринимательскими структурами.
В качестве прототипа СНС принято считать разработанную в конце 1920-х гг. Систему счетов национального продукта и дохода, которая была создана группой американских учёных Национального бюро экономических исследований во главе с будущим нобелевским лауреатом Саймоном Кузнецом.
Серьёзный вклад в развитие национальных счетов также внёс В. Леонтьев, который также позднее стал нобелевским лауреатом по экономике. Он является изобретателем метода межотраслевого баланса, который нужен для исследований связей между отраслями экономики, промежуточным потреблением, конечным спросом и валовым выпуском.
В. Леонтьев сформулировал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, воспроизвёл некоторые математические уравнения, которые позволили открыть возможность точного измерение фактически согласованных связей и приложения межотраслевого баланса в составлении планов и прогнозов.
Важно отметить тот факт, что позднее межотраслевой баланс был интегрирован в состав СНС. Таким образом, основные принципы составления межотраслевого баланса и его наиболее приоритетные показатели были строго скоординированы с СНС.
В контексте учёных, которые занимались изучением и формулированием СНС необходимо выделить ещё одного экономиста-математика из Норвегии – Рагнар Фриш. Он стоял у истоков создания эконометрики, а позже стал нобелевским лауреатом. Именно он стал автором принципов построения системы национальных счетов. И выдвинул собственное определение СНС.
СНС по Фришу – это оценки национального дохода за конкретный период времени или оценка национального богатства в определённый момент, а также в разумной степени полное описание всей экономической деятельности так, что оно способно обеспечить установление взаимосвязей между различными аспектами экономического процесса.
Некоторые важные принципы будущей СНС сформулировал Дж. Кейнс. Он отмечал, что система национальных счетов представляет собой систему взаимосвязанных макроэкономических переменных, среди них общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, тем самым он показал, что, оказывая влияние на одни переменные, можно изменять другие.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что идея изучения взаимосвязи между набором некоторых макроэкономических переменных является основой в процессе формирования СНС, которую сформулировал Дж. Кейнс в своём мультипликаторе, связывающим рост инвестиций и национального продукта.
Упрощённая система национальных счетов
Ученик и последователь Дж. Кейнса в 1951 г. выпустил труд «Упрощённая система национальных счетов». Однако уже в 1952 г. её заменили на «Стандартную систему национальных счетов» в силу её большей детальности. В 1953 г. статистическая комиссия ООН во главе с Р. Стоуном подготовила документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», суть которого заключалась в стандартизации ООП в области национального счетоводства. По факту документ представлял собой Стандартную СНС, однако его предназначение было не только для развитых стран, но и для отстающих.
Принято считать, что непосредственно система национальных счетов была разработана в 1953 г.
Состав системы национальных счетов
Изначально, ещё в 1953 г. система национальных счетов состояла из восьми счетов, которые позволяли оценивать экономическое развитие страны. Большинство стран в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчёта макроэкономических показателей, которая заложена в СНС, что предоставило возможность проводить макроэкономические сопоставления по всем странам. Эта СНС состояла из ограниченного количества счетов экономики в целом, в пределах которых производились вычисления самых важных макроэкономических показателей, к примеру, ВВП, ВДН, национальные инвестиции и пр.
1968 г. был ознаменован введением новой версии международного стандарта СНС под названием «Голубая книга», которая отличалась от СНС 1953 г. тем, что в ней были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для её секторов. Стоит отметить, что СНС образца 1968 г. состояла из традиционных счетов национального продукта и национального дохода, а также некоторые новые, интегрированные в её структуру элементы макроэкономической информации, среди которых: баланс национального богатства, баланс межотраслевых связей, систему показателей движения финансовых ресурсов и пр. Помимо уже перечисленных, в систему национальных счетов входили следующие счета:
- Свободные счета.
- Счета производства.
- Счета потребления.
- Счета использования капитала.
- Счета доходов.
- Счета расходов.
- Счета капитальных затрат.
К наиболее важным особенностям СНС 1968 г. также можно отнести тот факт, что она применяет принцип двойной записи каждой операции, который был позаимствован из бухгалтерского учёта.
Система национальных счетов применялась до 1993 г.
В 1993 г. ООН одобрила новый вариант СНС. Он был направлен на гармонизацию системы со смежными разделами экономической статистики, среди них платёжный баланс, статистика государственных финансов и пр. В 1993 г. СНС превратилась в двухуровневую и состояла их двух счетов:
- Свободных.
- Детализированных.
В СНС варианта 1993 г. было не такое широкое понятие ВВП, поэтому в следующем варианте это приняли ко вниманию, а также сделали акцент на анализ секторов экономики. Кроме уже упомянутых изменений были уточнены трактовки расходов на деятельность финансовых посредников, военные цели и приведены к более совершенному виду методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции.
Обновлённая система национальных счетов 2008 г
В 2008 г. была выпущена новая версия СНС, которая была предназначена для использования всеми странами. Она разрабатывалась с учётом потребностей стран, которые находятся на разных стадиях экономического развития. Основные концептуальные аспекты СНС варианта 2008 г.:
- Институциональные единицы и секторы.
- Операции и иного рода потоки.
- Активы и обязательства.
- Продукты и производящие единицы.
- Цели.
СНС-2008 – это обновлённый и дополненный вариант СНС-1993, который включает в себя баланс активов и пассивов, в том числе группы счетов:
- Счета производства.
- Счета распределения доходов.
- Счета перераспределения доходов.
- Счета использования доходов.
- Счета операций с капиталом.
- Финансовый счёт.
- Другие изменения в активах.
- Счета остального мира и их связь с платёжным балансом.
Все счета являются связанными между собой и в совокупности представляют собой единую систему учёта национального хозяйства. Дают возможность регистрировать экономические операции, которые осуществляются институциональными единицами, иными словами, предприятиями, учреждениями и организациями, домашними хозяйствами и пр., которые являются резидентами данной страны.
В СНС-2008 учёт результатов экономической деятельности в том числе ведётся на основе разбивки системы хозяйствования на следующие отдельные секторы:
- Нефинансовые учреждения, которые занимаются созданием и реализацией разнообразной продукции.
- Финансовые учреждения, которые осуществляют финансовые операции на коммерческой основе.
- Государственные учреждения.
- Домашние хозяйства, предназначенные для некорпоративного производства товаров и услуг, предоставление рабочей силы.
- Некоммерческие организации, которые занимаются обслуживанием домашних хозяйств, а также оказанием бесплатных услуг.
В соответствии с СНС все хозяйствующие субъекты объединяются в пять секторов. Для каждого из секторов предусмотрен стандартный набор счетов, которые фиксируют экономические операции, связанные м производством товаров, образованием и распределением доходов, а также с образованием сбережений и их накоплением. Эта информация имеет более полный вид и даёт возможность проводить анализ экономического и финансового положения всего национального хозяйства.
Система национальных счетов России
В РФ действует общепринятая СНС, которая внедряется с 1992 г. Именно в тот год было принято решение об утверждении программы перехода в международной практике систему макроэкономического учёта. Но, несмотря на это, по причине определённой спецификации переходной российской экономики методология СНС РФ несколько отличается от принятых в международной практике стандартов. На сегодняшний день система национальных счетов РФ содержит следующие счета: