Как понять минимальный размер штрафа
Перейти к содержимому

Как понять минимальный размер штрафа

  • автор:

Как понять минимальный размер штрафа

КоАП РФ Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 7-ФЗ, от 28.11.2015 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее сорока тысяч рублей.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 175-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 31.12.2014 N 515-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3.4-1. При назначении административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случае, если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.2 и 3.2 настоящей статьи, статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

(часть 3.4-1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

(часть 3.6 введена Федеральным законом от 17.04.2017 N 78-ФЗ)

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

(часть 3.7 введена Федеральным законом от 17.04.2017 N 78-ФЗ)

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Размер административного штрафа: максимальный и минимальный — узнайте, сколько вы можете заплатить

Административные штрафы являются одним из способов привлечения к ответственности фигурантов дела за нарушения в сфере бизнеса и валютные операции. Но как определить величину штрафа, который придется заплатить за совершенное нарушение?

Размер административного штрафа может быть разным для каждого нарушения. Его величина также может изменяться в зависимости от степени тяжести нарушения, наличия предупреждения в виде письменного уведомления и вида ответственности, которая возбуждается.

Существует несколько способов смягчения размера штрафа, в том числе уменьшение суммы в полцены при быстрой уплате, возможность назначения предупреждения или запрета на определенный вид деятельности вместо штрафа.

Для некоторых нарушений организации могут быть назначены суммы штрафов в малом размере, а для других – административный штраф может достигать максимальных размеров. Однако, даже при возбуждении только одного дела против лица, которое допустило нарушение, его ответственность может быть визуально увеличена за счет суммирования всех штрафов по этому делу.

После наложения административного штрафа лицо может обжаловать его размер и получить решение об уменьшении суммы штрафа до среднего или минимального уровня. Контакта с должностными лицами и иные способы для уменьшения размера штрафов в порядке одновременного назначения уведомлений могут привести к предупреждению вместо штрафа.

Если вы столкнулись с возбуждением административного дела на вас, вам необходимо знать, как правильно определить размер штрафа и какие способы смягчения его величины существуют.

Величина административного штрафа: максимальный и минимальный размеры

За нарушения законодательства предусмотрены различные виды наказания, в том числе и административные штрафы. Они являются одним из способов привлечения лица к ответственности за совершение определенных правонарушений. Размеры административных штрафов определяются в виде валютные единицы и зависят от характера нарушения, степени его тяжести, по среднему размеру экономических потребностей общества и иных факторов.

Законодательство предусматривает минимальный размер административного штрафа, который может составлять всего лишь предупреждение. В некоторых случаях, например, при малом значении предмета нарушения, размер штрафа может уменьшаться при совершении их в виде мелких дел. Также возможно назначение штрафа только одному фигуранту, а не всей организации.

Одновременное установление максимальной величины штрафа позволяет определить возможные санкции за совершение нарушения. Максимальный размер штрафа весьма высокий. Если предусмотрена возможность уплаты штрафа в валютной форме, то для предотвращения смягчение ответственности лица, желающего избежать уплаты штрафа или занижения его величины, законодательством установлен запрет на использование иных способов уплаты данного нарушения.

Помимо назначения административного штрафа, возможны и другие меры воздействия на нарушителя, например, определение закона о привлечении к должностной ответственности, запрет на представление документов или контакта с органами правопорядка на определенный период времени. Однако именно размер штрафа является наиболее быстрой и ощутимой мерой воздействия на нарушителя.

Размер административного штрафа для каждого нарушения определяется индивидуально, но в большинстве случаев предусмотрено суммирование нескольких нарушений, что может привести к значительному росту размера штрафа. Поэтому важно знать, какие нарушения возможны в вашем случае и как их предотвратить, чтобы избежать наказания в виде штрафа.

  • Минимальный размер штрафа — предупреждение
  • Максимальный размер штрафа — устанавливается в законодательном порядке для каждого нарушения
  • Необходимо определить размер штрафа для каждого конкретного дела
  • Суммирование нескольких нарушений может вызвать значительный рост размера штрафа
  • Кроме штрафа, возможны иные меры воздействия на нарушителя

Максимальный размер административного штрафа: что нужно знать?

Каждый гражданин и организация, находящиеся на территории России, обязаны соблюдать законодательство. В случае нарушения правил в сфере бизнеса, должностного положения или иных областей, человек или организация может стать фигурантом дела об административном правонарушении.

За нарушения закона устанавливается размер административного штрафа, который может быть минимальным, малым, средним или максимальным. Размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения и других факторов, таких как смягчение наказания при добровольном признании виновности или уменьшение суммы валютных санкций.

Максимальный размер административного штрафа зависит от вида правонарушения и может достигать нескольких полцен на ограниченный период времени. При возбуждении дела об административном правонарушении, лицо должно быть предупреждено о размере штрафа и о возможном привлечении к ответственности.

  • Контакт с представителями органов власти, изложение позиции и доказательства могут помочь в смягчении размера штрафа.
  • В случае организации правильной защиты можно добиться назначения минимального размера штрафа, а в некоторых случаях – его полного отмены.

Для быстрой определения размера штрафа существует ряд способов – от использования специальных приложений до обращения к юридическим фирмам. Однако, только опытный юрист сможет предусмотреть все нюансы и добиться наиболее выгодного результата.

ВАЖНО! Если вы стали фигурантом дела об административном правонарушении, вам нужно обратиться к профессиональным юристам для решения вопроса об определении размера штрафа. Не забывайте, что штрафы за нарушения в сфере бизнеса и должностного положения могут оказаться настолько значительными, что после их уплаты вы можете быть вынуждены организовывать свой бизнес заново или долгое время уплачивать штрафы, в результате чего можете лишиться средств на развитие своего дела.

Размер минимального административного штрафа

В настоящее время минимальную величину административного штрафа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены законодательно. В случае совершения малого нарушения, организации могут быть оштрафованы небольшой суммой. В то же время, при более серьезных нарушениях, размер штрафа может значительно увеличиться.

Минимальный размер административного штрафа может быть определен как в виде фиксированной суммы, так и в виде полцены или среднего размера штрафа. В зависимости от вида нарушения и масштабов его последствий, размер штрафа может уменьшаться или увеличиваться.

Существуют различные способы смягчения ответственности при нарушении закона. Например, предупреждения, уменьшение размера штрафа, запрет на контакт с валютными средствами и другие. Однако, в некоторых случаях, бизнес может стать фигурантом уголовного дела и в этом случае размер штрафа будет значительно выше.

Назначение административного штрафа может быть только одним из наказаний за совершенное правонарушение. После возбуждения дела и установления факта нарушения, должностное лицо определит величину административного штрафа и обязательную уплату его фигурантом. Одновременное привлечение к уголовной ответственности и уплата штрафа являются недопустимыми.

Кто подлежит получению административного штрафа?

Штраф за административные нарушения может быть назначен только лицам, совершившим правонарушение. Однако, граждане и организации могут получить предупреждения о возбуждении дела вместо наказания, если нарушение было незначительным или впервые.

Должностные лица могут получить смягчение ответственности по разным способам. Например, если нарушение было совершено в связи с исполнением служебных обязанностей, заслуживает смягченного штрафа. Кроме того, при наличии смягчающих обстоятельств, заход размера штрафа может быть уменьшен.

Размер административного штрафа может быть разным для каждого правонарушения и зависит от многих факторов, включая размер организации или бизнеса, наличие предыдущих нарушений и обстоятельств совершения правонарушения. Максимальный размер штрафа за одно правонарушение может быть определен в законодательстве и может достигать половины доходов за прошлый год. Минимальный размер штрафа должен быть быстрым.

  • Виде разных санкций, в том числе штрафов, может быть назначен одновременно;
  • Величина штрафа может быть уменьшена при контактах лица со специализированными организациями и проведении обучающих программ;
  • Размер штрафа может быть уменьшен при сотрудничестве лица с правоохранительными органами для установления других фигурантов дела;
  • Запрет на одну или несколько деятельностей может быть назначен после уплаты штрафа.

Если лицо не оплатило штраф в назначенные сроки, размер штрафа может быть увеличен за счет начисления процентов. Также, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности за невыполнение обязательств по уплате административного штрафа.

Определение размера административного штрафа

Каждому фигуранту административного дела привлекается штраф за нарушения. Размер штрафа составляется на основании оценки тяжести нарушения. Однако, размер штрафа может уменьшаться за смягчение ответственности или предупреждения. С другой стороны, размер штрафа может увеличиваться за возбуждение других санкций.

Величину штрафа можно определить после суммирование всех факторов — серьезности нарушения, положения фигуранта, вида организации (бизнеса или должностного лица), контакта с ОВД, наличия предупреждений органов власти и иные обстоятельства.

За одновременное нарушение двух и более норм актов законодательства заход может быть вынесено только одно решение об административном наказании.

  • Для организаций, высокопоставленных лиц и представителей среднего бизнеса размер штрафа может быть значительным.
  • Малому бизнесу предоставляется возможность заплатить штраф в валютные эквиваленты или договорится о рассрочке при его уплате.

Минимальный размер штрафа зависит от типа нарушения и может быть определен при привлечении к административной ответственности.

Для быстрой оценки размера штрафа можно воспользоваться таблицей, где сопоставлены степени нарушения и размер санкций.

Степень нарушения Размер штрафа
Легкое От 500 до 1000 рублей
Среднее От 1000 до 3000 рублей
Тяжелое От 3000 до 5000 рублей

Как избежать штрафа и привлечения к ответственности

Как избежать штрафа и привлечения к ответственности

Никто из нас не застрахован от возможного привлечения к административной ответственности в виде штрафа за нарушения правил и законов. Но при этом есть несколько способов, которые помогут избежать наказания и при этом не нарушать законодательство.

Во-первых, стоит определить для себя, какие действия и поступки могут привести к штрафу и другим санкциям, и придерживаться их запрета. Важно не только знать, что запрещено, но и понимать, почему такие запреты введены.

Во-вторых, можно снизить размер штрафа или избежать его уплаты совершенно легальным способом — смягчением наложенных санкций. Для этого необходимо в подходящее время и при условии своевременной уплаты внести определенную сумму в бюджет. Размер штрафа может быть снижен вплоть до полцены.

В-третьих, при возбуждении дела по административному нарушению контакты с фигурантом дела должны быть минимальными либо их вообще не должно быть. Для тех, кто не знает, как правильно повести себя в таких ситуациях, существуют специальные тренинги и курсы.

В-четвертых, стоит учитывать, что размер административного штрафа может быть как минимальным, так и максимальным. Его величину можно определить по таблице штрафов, которая должна быть в каждой организации или на ее сайте.

В-пятых, для организаций существует возможность уменьшить размер штрафа быстрой уплатой в валютные средства до определенного срока или за одновременное нарушение нескольких статей административного кодекса.

В-шестых, при нарушении должностных обязанностей или некоторых административных правил предусмотрены и предупреждения, что также является одним из способов избежать ответственности перед законом.

  • Таким образом, чтобы избежать привлечения к ответственности в виде административного штрафа, необходимо знать запреты и ограничения;
  • при возможности снизить штраф необходимо воспользоваться этой возможностью.

Также стоит заметить, что малое нарушение сегодня может стать серьезным заходом на будущее назначение и успешность бизнеса.

Что делать, если недовольны размером административного штрафа?

Что делать, если недовольны размером административного штрафа?

Если вы стали фигурантом административного дела и получили штраф за нарушение, вы должны знать свои права и возможности по смягчению санкций. Первое, что необходимо сделать, это определить размер штрафа и величину ответственности.

Если вы не согласны с размером штрафа, вы можете обжаловать его в суде. Для этого нужно подать апелляционную жалобу в течение десяти дней с момента получения постановления об административном нарушении. При этом может быть потребовано доказательство невиновности.

Одновременно с этим можно обращаться к органу, который наложил штраф, с просьбой об уменьшении штрафа или назначении меньших санкций, таких как предупреждение или запрет на определенные действия. Также можно договориться о суммировании штрафов в виде валютных условных единиц для организации быстрой уплаты полцены.

Для смягчения санкций можно также обратиться к должностному лицу, назначенному для контроля за исполнением административных наказаний. Он может помочь с уменьшением штрафа или договориться о выплате в виде установленных законом величин штрафа.

Среди иных способов смягчения административной ответственности — сотрудничество с правоохранительными органами и активное участие в расследовании дела. При этом важно понимать, что один нарушитель не может уменьшить штраф для всех, в подобной ситуации помощь в поиске способов защиты может быть получена у юристов или иных специалистов в данной области.

Административный штраф ниже минимального размера

В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 000 рублей, а для должностных лиц — не менее 50 000 рублей.

Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.

Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Возможность снижения размера штрафа судом ниже минимального, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, до 11.01.2015 была предусмотрена Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Данным Постановлением от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд РФ указал, что Федеральному законодателю надлежит внести в КоАП РФ соответствующие изменения, вытекающие из настоящего Постановления, а до внесения в КоАП РФ таких изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим указанные административные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, за которые минимальный размер административного штрафа установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ была дополнена, в частности, вышеуказанными частями 3.2 и 3.3, положения которых применяются в настоящее время.

Основания уменьшения размера административного штрафа

По общему правилу, как мы выяснили выше, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Вместе с тем, кроме случаев и оснований замены административного штрафа предупреждением, законодатель предусматривает возможность уменьшения размера административного права ниже низшего предела, установленного санкцией Особенной части КоАП РФ. Рассмотрим указанные случаи.

Во-первых, в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Во-вторых, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в указанном случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В-третьих, в соответствии с ч. 3.4 КоАП РФ в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Так, согласно ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ при проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение лицом действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении направляется указанному лицу по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной ч. 7 ст. 29.10 КоАП РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, через кабинет контрольно-кассовой техники в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Правительство поддержало поправки о назначении административного наказания ниже низшего предела

Ранее эксперты «АГ», поддержав законопроект, отметили, что Минюст пошел дальше, чем Конституционный Суд, во исполнение постановления которого подготовлены поправки, предложив изменения не только к признанным неконституционными нормам о снижении штрафа, назначенного организации, но и к аналогичным правилам, действующим в отношении граждан и должностных лиц. В то же время они указали, что и после принятия проекта в законодательстве сохранится норма, которая ставит совершивших несколько региональных административных правонарушений лиц в неравное положение по отношению к тем, кто нарушил КоАП РФ.

Как сообщает Министерство юстиции, правительство одобрило законопроект о внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленный ведомством в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. № 15-П.

КС: региональный административный штраф для организации может быть назначен в размере меньше минимального

Суд признал неконституционными нормы КоАП, которые при буквальном толковании позволяли снижать размер административного штрафа для организации только в том случае, если ответственность за вменяемое правонарушение предусмотрена КоАП

Ранее «АГ» писала, что КС признал неконституционными нормы Кодекса, которые при буквальном толковании позволяли снижать размер административного штрафа для организации только в том случае, если ответственность за вменяемое правонарушение предусмотрена КоАП. Суд пришел к выводу, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не соответствуют Конституции в той мере, в какой они не позволяют назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения.

В мае Минюст опубликовал проект поправок, которым предложено установить возможность назначения административного наказания в размере менее минимального размера административного наказания, установленного санкцией соответствующей статьи (части статьи) закона субъекта РФ об административных правонарушениях. При этом предлагается разрешить назначать штраф в размере ниже минимального за конкретное правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена региональным законом, в случае совершения противоправного деяния не только организациями, но и гражданами, а также должностными лицами.

Выводы КС о правилах снижения регионального административного штрафа предложено распространить на граждан

Минюст опубликовал проект закона, который позволит назначать региональный штраф в размере ниже минимального не только юрлицам, но и гражданам, а также должностным лицам

В целях обеспечения возможности применения указанного правила к случаям совершения гражданином административного правонарушения, предусмотренного законом субъекта РФ, минимальное пороговое значение административного штрафа, при котором может быть применено данное правило, понижено с 10 тыс. до 5 тыс. руб.

Как отмечается в сообщении Минюста, реализация предлагаемых изменений позволит использовать универсальный подход при назначении административных наказаний как на федеральном, так и на региональном уровнях законодательства об административных правонарушениях.

Комментируя в мае законопроект ведомства, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина посчитала, что он в полной мере решает проблему, обозначенную Конституционным Судом. «При этом не только в отношении возможности снижения штрафа, назначаемого в соответствии с законами субъектов РФ юридическим лицам, но также и должностным лицам, и гражданам, – подчеркнула она. – Однако ранее имевшие место условия применения данных норм не меняются». В частности, минимальный размер административного штрафа для юридических лиц, который может быть снижен, должен быть не менее 100 тыс. руб. «Надо отметить, что законы субъектов РФ редко предусматривают штрафы в этом размере, чаще они существенно меньше», – говорила эксперт.

Она также заметила, что хотя Суд не оценивал конституционность ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП, несмотря на то что они предусматривают сходные условия для возможности снижения штрафов, назначаемых должностным лицам и гражданам, предложение распространить его позицию и на них позитивно. «Отсутствие предлагаемого изменения могло бы привести к отказу снижать штраф, назначаемый должностным лицам и гражданам, поскольку обычно избираются буквальное толкование норм КоАПа и формальный подход к их применению», – пояснила Наталия Травкина.

Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова в свою очередь отмечала, что авторы документа достаточно внимательно подошли к содержанию текста всей ст. 4.1 КоАП РФ, а не только тех норм, что были признаны не соответствующими Конституции. «Поэтому в целом, как мне представляется, разрешается давняя правовая коллизия, исключающая возможность не только назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения, но и назначения административного наказания ниже низшего предела гражданам и должностным лицам», – сказала Надежда Крылова.

По ее словам, следует обратить внимание и на то, что предложенные изменения полностью гармонизируют с положениями ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, где Законом от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ уже была заложена аналогичная правовая формула применительно к назначению административного наказания в виде предупреждения, которая применима в случаях, если санкция предусмотрена не только статьей раздела II КоАП, но и законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

При этом актуальность и необходимость скорейшего принятия разработанного Минюстом законопроекта очевидны, считает адвокат. «Бизнес, предприниматели сегодня работают в сложных санитарно-эпидемиологических условиях. Постоянно меняется законодательство, реагирующее на вызовы складывающейся непростой ситуации в связи с распространением неизвестного ранее инфекционного заболевания. Устанавливаются серьезные размеры административных штрафов для нарушителей правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и для нарушителей санитарно-эпидемиологических норм согласно региональным законам об административных правонарушениях», – пояснила она.

О снижении размера административного штрафа ниже низшего предела

При присутствии выдающихся условий, которые связаны с характером произведенного нарушения и его следствиями, имущественным и материальным положением привлекаемого к административной ответственности юр. лица.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Орган, который разбирает дел о нарушениях административного характера, может определить кару в виде штрафа в величине меньше минимальной величины административного штрафа, который предусматривается соответственной статьей.

Что это такое

Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.

Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:

  • Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
  • Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
  • Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.

Виды наказаний

Сейчас КоАП РФ поставлены 8 типов кар административного типа.

За осуществление АП могут предопределяться и использоваться такие административные кары:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Возмездное исключение средства осуществления либо предмета АП.
  • Конфискация средства свершения либо предмета АП.
  • Отнятие особого права, которое предоставляется физ. лицу.
  • Административный арест.
  • Изгнание за границы России зарубежного гражданина либо особы без гражданства.
  • Дисквалификация.
  • Постановление административного занятия.

В отношении физ. лиц могут использоваться все эти типы административных кар, в отношении юр. лиц – лишь административные кары типа предостережений, административного штрафа, возмездного изъятия средства либо предмета АП, отнятие орудия осуществления либо предмета АП.

Все административные возмездия характерны общим образованием их использования — свершением административного нарушения права. Закон об административных нарушениях права, кроме того, устанавливает единственные принципы и порядок их предназначения.

Основания для снижения административного штрафа в судебном порядке

Так, подавая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, необходимо определить, действительно имеются ли в материалах дела об административном правонарушении документы, подтверждающие законность назначенного размера административного штрафа?

Таких документов зачастую в деле может и не быть. Например, в случае рецидива административного правонарушения юридического лица, в деле могут отсутствовать документы, подтверждающие такой рецидив; в случае наличия смягчающих обстоятельств по делу, административным органом могут не учитываться смягчающие обстоятельства.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

На практике выдающимися условиями, которые считаются органами администрации, есть:

  • Сложное материальное положение личности, которая притягивается к административной ответственности – состояние пребанкротства, отсутствие дохода, резкое уменьшение выручки.
  • Содействие органу администрации в определении условий дела – представление объяснений, появление представителей.
  • Добровольное выполнение предписаний либо удаление нарушений.
  • Осуществление нарушений права первый раз, невольный характер нарушений.
  • Социально-направленная работа особы, которая притягивается к административной ответственности – оказание ком. услуг, градообразующие организации, оснащение населения товарами основной нужды.

Назначенный перечень не исчерпывающий, так как выдающиеся условия находит суд, административный орган и служебное лицо с учетом конкретных условий дела.

Уменьшение административного штрафа используется только в ситуации, когда самая небольшая санкция за обусловленное административное нарушение права превосходит:

  • Для физических лиц – 10 тыс. руб.
  • Для должностных особ – 50 тыс. руб.
  • Для юр. лиц – 100 тыс. руб.

Например, если административный штраф равняется 20 тыс. рублей, то он может быть уменьшен до 10 тыс. рублей. Уменьшение административных разрешений меньше прописанных самых маленьких пределов не допустимо.

Коэффициент уменьшения избирается судьей, органом либо должностной особой на основе выдающихся условий, связанных с характером сделанного АП и его результатами, личностью и имущественным (материальным) положением притягиваемого к административной ответственности.

Соответственно с Решением Конституционного Суда России от 25 февраля 2014 года величина административного штрафа, обусловливаться юр. лицам, какие свершили АП, наименьший размер административного штрафа за которые водворяется в величине от ста тыс. рублей и больше, может быть уменьшен судебным органом ниже самого низкого предела.

Какие условия кредитования на потребительские цели предлагает банк «Возрождение»? Читать статью, кредит наличными в банке Возрождение. О кредите наличными под залог авто, подробнее тут.

Снижение административного штрафа

На практике часто возникают случаи, когда оснований для отмены административного штрафа не имеется. Так, обратившись с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, результат рассмотрения жалобы не всегда бывает ожидаемым.

Но при обжаловании постановления об административном правонарушении необходимо помнить, что существует альтернатива отмене административного наказания, а именно- снижение административного штрафа.

В каких случаях возможно снизить административный штраф? Рассмотрим в настоящей статье.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, зачастую, административный штраф устанавливается выше минимального предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

Однако далеко не всегда административный орган руководствуется законными основаниями, превышая минимальный предел установленного административного штрафа.

Противоречивая практика

Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.

В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.

При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.

В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.

Административный штраф ниже минимального предела

Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Подтверждение универсальности правовой позиции

Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.

В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.

Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.

При каких условиях можно заплатить 50% от суммы назначенного штрафа

Главным условием снижения суммы штрафа на 50% является срок оплаты.

Если нарушитель сможет оплатить назначенный штраф не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, сумму штрафа можно снизить в 2 раза. То есть, заплатить 50% от суммы штрафа.

Если к тому времени, когда вы получили отправленное по почте постановление о наложении штрафа, установленный для льготной оплаты срок уплаты штрафа пройдет, его можно восстановить. Сделать это можно, подав ходатайство о продлении срока либо через суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *