Какая особенность расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
БК РФ Статья 147. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 147 БК РФ
1. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дотаций и (или) иных межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 147. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
1. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дотаций и (или) иных межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 147 БК РФ. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
1. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дотаций и (или) иных межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Комментарии к ст. 147 БК РФ
Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Тема 8. Государственные внебюджетные фонды
Вопрос 8.1. Экономическое содержание внебюджетных фондов
Вторым, после бюджетов публично-правовых образований, элементом бюджетной системы ряда стран, включая Россию, являются внебюджетные фонды в России — государственные внебюджетные фонды.
— Внебюджетные фонды представляют собой вторую по значимости форму образования и использования (расходования) денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов.
— Внебюджетные фонды образуют относительно самостоятельное звено системы публичных финансов.
Названные особенности внебюджетных фондов и составляют в совокупности их экономическое содержание.
Как элемент бюджетной системы страны внебюджетные фонды функционируют в виде относительно самостоятельной системы бюджетов. Система бюджетов внебюджетных фондов представляет собой совокупность их видов по уровням управления. В некоторых странах внебюджетные фонды вообще не включаются в бюджетную систему страны, принимая форму внебюджетных счетов.
Бюджеты внебюджетных фондов связаны с бюджетами органов |власти публично-правовых образований по линии финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов и предоставления межбюджетных трансфертов.
В целом же бюджеты внебюджетных фондов автономны. Они имеют свои органы управления, собственные целевые источники доходов и направления их расходования. Бюджеты внебюджетных фондов функционируют в рамках самостоятельного бюджетного процесса, т.е. подлежат обособленному от других бюджетов составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению, учету средств, составлению отчетности.
Система бюджетов внебюджетных фондов организуется и работает на тех же принципах, что и бюджетная cистема страны в целом, за исключением принципа общего (совокупного покрытия расходов в силу целевого характера внебюджетных фондов).
Экономическую (финансовую) основу внебюджетных фондом ( бюджетов или счетов) составляют финансовые ресурсы, которые поступают в распоряжение органов управления фондами, учитываются и управляются обособленно от бюджетов публично-правовых образований. В процессе движения этих финансовых ресурсов образуются и используются целевые доходы бюджетов внебюджетных фондов (и бюджетных счетов), предназначенные для финансового обеспечения отдельных социальных и экономических функций и задач государственных (муниципальных образований) по производству, распределению и доставлению определенных социальных и других общественных благ (услуг).
Внебюджетные фонды (счета) образуются преимущественно за счет целевых, закрепленных за ними на постоянной основе доходных источников: страховых взносов на государственное пенсионное, coциальное и медицинское страхование, сборов и других обязательных платежей, межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы, безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.
В России страховые взносы уплачиваются только работодателями.
Каждый внебюджетный фонд имеет законодательно закрепленные за ним доходы. Расходы внебюджетных фондов (внебюджетных счетов) осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством страны.
Цели и назначение расходов внебюджетных фондов (счетов) определяется целями их создания: финансирование социальной защиты населения.
Бюджеты внебюджетных фондов по доходам и расходам, с дефицитом или профицитом утверждаются законами (решениями) соответствующих органов публичной власти.
Самостоятельность бюджетов внебюджетных фондов (внебюджетных счетов), их относительная независимость от бюджетов публичных правовых образований и специфика внебюджетных фондов как целевой формы образования и использования публичных финансовые ресурсов позволяют выделить внебюджетные фонды (их систему) в самостоятельное звено публичных финансов.
Внебюджетные фонды непосредственно связаны с частнохозяйственными финансами в процессе формирования доходов внебюджетных фондов. Они образуется за счет платежей организаций и домашних хозяйств), а так же в процессе осуществления их расходов (на выплату пенсий, пособий и оказание медицинских услуг населению, на финансирование других имущественных потребностей, необходимых организациям и домашним хозяйствам).
Внебюджетные фонды и система бюджетов публичных образований связаны межбюджетными отношениями.
Внебюджетные фонды, действующие в разных странах, отличаются большим разнообразием. Они различаются по целям, формам, видам, уровням управления и т.д. Несмотря на их многообразие, внебюджетные фонды можно классифицировать:
1) по целевому назначению:
■ социальные внебюджетные фонды (предназначены для финансирования расходов на социальную защиту населения — выплату пенсий, пособий, обязательное медицинское страхование и т.п.),
■ экономические внебюджетные фонды (предназначены для целевого финансирования расходов на дорожное хозяйство, природоохранные мероприятия и т.д.);