8.5 Экономические зоны Российской Федерации
Рассмотренная сетка экономических районов позволяет иметь обобщенное представление о специфике территориального разделения труда и весьма удобна для текущего и среднесрочного планирования в территориальном разрезе. Вместе с тем система территориально-экономического деления включает также и экономические зоны.
Экономические зоны– это крупные территории страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения. 18
Главными принципами выделения экономических зон являются уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
С точки зрения территориального охвата и круга решаемых задач можно выделить несколько типов экономических зон:
— Федеральные округа– для координации и контроля регионального развития федеральными органами государственной власти, обеспечения территориального единства и целостности страны (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Сибирский, Дальневосточный, Южный, Уральский округа);
— Укрупненные экономические районы– для долгосрочного территориального социально-экономического прогнозирования и планирования, а также для определения стратегической и тактической политики и общих направлений территориального развития (Европейская и Азиатская части страны);
— Зоны «особых интересов» — для оперативного и перспективного регулирования хозяйственной деятельности на территориях особых интересов государства и предпринимательства с благоприятными региональными факторами (районы Европейского ядра, Южно-Сибирской полосы и т.д.)
Исходя из задач региональной экономики и управления, учитывая выше изложенные принципы экономического районирования, можно заключить, что наиболее значимым звеном в данной классификации для успешного решения проблем территориального социально-экономического планирования являются укрупненные экономические районы.
Существует ряд подходов к классификации укрупненных экономических районов на территории Российской Федерации. Объединяет их то, что в независимости от описываемого количества экономических зон все они объединяют в своем составе ряд рассмотренных выше экономических районов, а также то, что они выделяются с целью долгосрочного территориального прогнозирования и планирования. Диспропорции в социально-экономическом положении и обеспеченности ресурсами экономических зон намного более выразительны, чем среди экономических районов.
Некоторые исследователи выделяют на территории Российской Федерации 5 крупных экономических зон. К ним относятся:
Центр и Север Европейской части России (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский экономические районы);
Юг Европейской части России (Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский Экономические районы);
Волго-Урал (Поволжский и Уральский экономические районы);
Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы);
Дальний Восток (Дальне-Восточный экономический район). 19
Следует отметить, что данная классификация носит в большей степени оценочно-ресурсный характер, то есть, прежде всего, подчеркивает диспропорции в обеспеченности данных территорий различными видами ресурсами. В то же время, для целей региональной экономики весьма значимым является также анализ диспропорций в производственном потенциале территорий. Так, на районы Центра, Севера и Волго-Урала приходится примерно 3/5 населения и основных производственных фондов Российской Федерации, а на районы Сибири и Дальнего Востока — около 9/10 топливно-энергетических ресурсов, 70% земель сельскохозяйственного фонда и около 3/4 лесных ресурсов.
Все это позволяет отразить существенные особенности ресурсных условий развития крупных частей страны в длительной перспективе и выстраивать соответствующим образом региональную политику в отношении данных территорий.
В настоящее время для проведения макроэкономических исследований как правило выделяются две крупных экономических зоны – Западная и Восточная.Это так называемыеглавные экономические зоны. На их территории особенно четко вырисовываются межрегиональные диспропорции. Природные, хозяйственные и демографические условия их развития настолько различны, что существуют принципиальные различия в подходах к формированию этих зон.
В состав Западной зоны странывходят 8 экономических районов (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский).Восточная зона объединяет территории 3 экономических районов (Западно-Зибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный)
В таблице 6 представлены данные характеризующие диспропорции в ресурсном обеспечении данных территорий.
Ресурсный потенциал главных экономических зон Российской Федерации, %
Особые экономические зоны в Российской Федерации
Основные сведения об особых экономических зонах (ОЭЗ)
Особая (свободная) экономическая зона (ОЭЗ) — это специально выделенная часть территории государства, на которой установлен особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности (в части государственной регистрации, проверок контрольными органами, налогообложения, обложения таможенными пошлинами и сборами и т.д.).
Одним из наиболее известных, масштабных и широко используемых инструментов привлечения прямых инвестиций (в том числе, иностранных) в приоритетные на данный момент развития страны виды экономической деятельности является особая экономическая зона.
Особые экономические зоны позволяют тем предприятиям, которые организуют производство на этих территориях, заполучить и воспользоваться рядом преимуществ в международной конкурентной борьбе. В частности, оказывается возможным как локализация производства внутри страны, так и выход на близлежащие региональные рынки.
Конкретные меры поддержки предприятий и активизации производственной деятельности в основном заключаются в следующем:
- снижение административных барьеров (требований контрольно-надзорных органов) до минимально возможного уровня;
- льготное налогообложение производства и реализации продукции, предоставление таможенных преференций;
- проведение политики демпинга в части сдачи в аренду и продажи предпринимателям земельных участков;
- оказание инвесторам помощи в реализации на первой стадии развития проекта и его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний особой экономической зоны.
Благодаря этому инструменту стимулирования экономического развития выгоды получают обе стороны, принимающие участие в функционировании зоны – и организаторы (государство), и участники (резиденты, предприятия). Для государства ОЭЗ позволяют решить вопросы обеспечения занятости населения, производства товаров внутри страны вместо их импорта, внедрения в практику отечественных предприятий новейших технологий и т.д. Предприятия же получают возможность снизить свои издержки за счёт полного или частичного снижения налогов и таможенных пошлин, привлечения более дешёвой рабочей силы, использования уже готовой инфраструктуры и т.д.
Особые экономические зоны получили широкое распространение во многих странах мира. Лидерами по их количеству и доли в валовом продукте страны считаются США, Южная Корея, Китай. С относительно недавнего времени они стали создаваться и функционировать и на территории Российской Федерации.
История развития особых экономических зон в России и их отличительные черты
Первые прообразы современных особых экономических зон в России были созданы ещё в 1990-е гг. Речь идёт о свободной экономической зоне «Янтарь», которая была создана в Калининградской области в 1991 году, и об особой экономической зоне в Магаданской области, функционирующей с 1999 года.
Отдельный федеральный закон, который учредил в России институт особых экономических зон, был принят в 2005 году (ФЗ-116). Им установлено, что целью создания этих зон признаётся развитие следующих сфер социально-экономического развития:
- обрабатывающие отрасли экономики;
- высокотехнологичные отрасли экономики;
- туризм;
- санаторно-курортная сфера;
- портовая инфраструктура;
- транспортная инфраструктура;
- разработка технологий и коммерциализации их результатов;
- производство новых видов продукции.
Предполагается, что достижение этих целей будет обеспечено за счёт введения особого режима ведения предпринимательской деятельности. Особенности этого режима заключаются в том, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели получают ряд налоговых преференций, значительные таможенные льготы, готовую инфраструктуру для развития бизнеса. Кроме того, для них предусмотрено упрощённое взаимодействие с органами государственного регулирования посредством функционирования системы администрирования «одно окно».
На данный момент в России функционируют 33 особые экономические зоны, оформленные в один из следующих типов:
- промышленно-производственные особые экономические зоны – территории, используемые для производства, переработки и реализации товаров (на данный момент: 15 зон – «Алабуга», «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина», «Моглино», » Калуга», «Ступино Квадрат», «Лотос», «Узловая», «Центр», «Орел», «Кашира», «Грозный», «Кулибин», «Алга»);
- технико-внедренческие особые экономические зоны – территории, используемые для создания и реализации научно-технической продукции, программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, доведения ее до промышленного применения (7 зон – «Дубна», «Санкт-Петербург», «Томск», «Технополис «Москва», «Исток», «Иннополис», в Саратовской области);
- туристско-рекреационные особые экономические зоны – территории, используемые для развития и оказания услуг в сфере санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан (10 зон – «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Завидово», «Ворота Байкала», «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус», «Матлас», «Армхи и Цори», «Мамисон»);
- портовые особые экономические зоны – территории, используемые для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг (1 зона – «Ульяновск»).
По состоянию на начало 2020 года в России было зарегистрировано 778 резидентов, которые представляют 41 иностранное государство. Благодаря их деятельности создано более 38 тысяч рабочих мест.
Сравнительный анализ различных видов особых экономических зон, функционирующих на территории России
Емельянова, К. Н. Сравнительный анализ различных видов особых экономических зон, функционирующих на территории России / К. Н. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1937/ (дата обращения: 14.07.2023).
Анализ многочисленных определений понятия особая экономическая зона (далее ОЭЗ), приведенных в работах российских и зарубежных ученых (А. В. Пушкин, И. Г. Богданов, Г. Акинси, Д. Критл и др.), позволил сформулировать собственное определение исследуемого экономического явления [1, с. 10; 2, с. 15]. «Так, ОЭЗ — это созданный государством на определенной части территории страны экономический оазис, на котором устанавливается особый режим взаимодействия бизнеса и государства, включающий в себя налоговые льготы и преференции, упрощение различных административных процедур и правил экспорта и импорта товаров, выгодные условия для вложения иностранных и отечественных инвестиций, в целях стимулирования социально-экономического развития как района базирования особой зоны, так и страны в целом» [3]. Многообразие характерно не только для определений понятия ОЭЗ, но и для их классификаций. Отметим, что в российской научной литературе нет единого мнения относительно классификации ОЭЗ, учрежденных на территории страны, законодательство же в этой области достаточно запутанно и неструктурировано. Так, в статье 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» речь идет о четырех типах ОЭЗ, которые могут быть созданы в России в зависимости от их функционального назначения, а именно о: портовых ОЭЗ (ОЭЗ ПТ), промышленно-производственных ОЭЗ (ОЭЗ ППТ), технико-внедренческих ОЭЗ (ОЭЗ ТВТ) и туристско-рекреационных ОЭЗ (ОЭЗ ТРТ) [4]. Однако законодатель в данной классификации не упоминает о других активно создаваемых или уже функционирующих на территории нашей страны видах ОЭЗ.
Некоторые эксперты, например, Академик Российской академии образования В. П. Максаковский или же профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Г. М. Костюнина, исследующие различные аспекты ОЭЗ, относят наукограды, технополисы и иннополисы к определенному виду научно-технологических ОЭЗ, но российские наукограды едва ли можно назвать таковыми. В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» они не обладают присущими большинству ОЭЗ льготами — налоговыми, таможенными, административными, которые освобождают осуществляющие технологические инновации организации от дополнительных расходов, а лишь являются получателями денежных средств из федерального и регионального бюджетов с целью их освоения в процессе инновационной деятельности [5]. Тем не менее Г. М. Костюнина настаивает, что не только наукограды, но и технопарки и инновационные центры являются разновидностью технико-внедренческих ОЭЗ [6, с. 93]. Ведь, по ее мнению, даже при отсутствии федерального пакета преференций на территории таких экономических образований достаточно активно реализуется инструмент государственно-частного партнерства, предполагающий финансирование по принципу «50 % на 50 %» [там же, с. 93].
К ОЭЗ законодатель не относит и созданные в соответствие с Федеральными законами от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации», от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего развития (ТОР) и свободные экономические зоны (СЭЗ). Так, в справке, содержащей информацию о различиях между ТОР, ОЭЗ, СЭЗ и ЗТР, приведенной на официальном сайте одного из Комитетов Государственной Думы РФ, говорится, что на территории России имеют место быть все четыре вышеперечисленных варианта территорий ускоренного развития, а значит, по мнению органов власти нашей страны, ТОР, ОЭЗ, СЭЗ и ЗТР — отдельные экономические образования, имеющие различный правовой статус, а технопарки, наукограды и инновационные центры же находятся за пределами правового поля особых экономических территорий, что (позицию законодателя) можно отразить в виде схемы с помощью одного из методов графического изображения соотношений — «кругов Эйлера» (см. рис. 1) [7].
Рис. 1. Соотношение понятий, обозначающих функционирующие в России ОТЭР, представленное с помощью «кругов Эйлера» (с точки зрения законодателя)
Источник: составлено автором
Проведя сравнительный анализ соответствующих данным экономическим явлениям законов, мы можем увидеть следующее: во-первых, и ТОР, и ОЭЗ, и СЭЗ, и ЗТР являются определяемой Правительством РФ частью территории России; во-вторых, цели их образования имеют некоторое сходство: формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения как иностранных, так и отечественных инвесторов, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества жизни населения, развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, но стоит отметить, что термин ОЭЗ — является лишь обобщающим понятием для ОЭЗ ТВТ, ОЭЗ ППТ, ОЭЗ ПТ, ОЭЗ ТРТ, создание каждого типа из которых носит различную стратегическую направленность; в-третьих, перечисленные цели достигаются с помощью установления на соответствующей территории особого развития — ТОР, ОЭЗ, СЭЗ преференциального режима осуществления предпринимательской деятельности, а также применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, что касается ЗТР, то данное экономическое образование характеризуется лишь специальным благоприятствующим для бизнеса режимом; в-четвертых, данные образования ускоренного экономического развития не могут территориально пересекаться друг с другом, и наконец, и ТОР, и ОЭЗ, и СЭЗ, и ЗТР имеют различия по сроку функционирования и по размеру и местонахождению территорий, где они будут базироваться [4; 8; 9; 10]. Таким образом, можно утверждать, что понятие ЗТР уже понятий ТОР, СЭЗ и обобщающего ОЭЗ по причине более ограниченного спектра государственных преференций, предоставляемых бизнесу.
Рис. 2. Соотношение понятий, обозначающих функционирующие в России ОТЭР, представленное с помощью «кругов Эйлера» (на основе сравнительного анализа)
Источник: составлено автором
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: законодатель, жонглируя понятиями, за которыми стоят практически одинаковые инструменты, создает дублирующие друг друга законы.
В завершение необходимо отметить, что многие авторы, например И. Г. Богданов, Н. А. Орлова, А. В. Пушкин, С. А. Рыбаков, А. С. Таривердиев, изучающие такие понятия как ОЭЗ и СЭЗ, отождествляют эти экономические явления [3, с. 13]. Однако если обратиться к первоначальному историческому смыслу понятия СЭЗ, который освещен в «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур», то мы увидим, что СЭЗ — это определенная часть территории страны, на которой имеет место быть освобождение от ввозных таможенных пошлин импортируемых товаров, то есть режим свободной таможенной зоны/особый таможенный режим [11]. Подчеркнем, что аналогичный смысл вкладывался в определение СЭЗ, данное в не утвержденном Президентом РФ проекте Федерального закона «О свободных экономических зонах» в 1997 г. В действующем же Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» речь идет не только о режиме свободной таможенной зоны, но и об особом режиме осуществления предпринимательской деятельности, что обусловлено постановкой новых стратегических задач. [4].
Таким образом, с течением времени режим CвЭЗ в рамках нашей страны с помощью налоговых, административных и других преференций был расширен до режима ОЭЗ. Логично предположить, что понятия СЭЗ и ОЭЗ не являются тождественными, а СЭЗ можно считать либо составным элементом ОЭЗ, ступенью эволюции ОЭЗ, либо одним из ее видов, что, в свою очередь, не согласуется с позицией законодателя.
- Akinci G., Crittle J. Special economic zones: performance, lessons learned and implications for zone development // FIAS, the multi-donor investment climate advisory service of the World Bank Group. ‒ 2008. ‒ 83 p.
- Богданов И. Г., Пушкин А. В. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. ‒ М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. ‒ 228 с.
- Емельянова К. Н. Особые экономические зоны как ключевой инструмент развития национальной экономики: теоретический аспект // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 132–135.
- Федеральный закон от 22. 07. 2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_54599/ (дата обращения: 15.02.2016).
- Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_22630/ (дата обращения: 15.02.2016).
- Костюнина Г. М. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО Университета. ‒ 2012. ‒ № 3. ‒ С. 91–99.
- Справка по различиям между особыми территориями экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// www.komitet2–7.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2016).
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 15.02.2016).
- Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1495/ (дата обращения: 02.05.2016).
- Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122563/ (дата обращения: 15.02.2016).
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция (заключена в г. Киото 18.05.1973 г.) в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.con- sultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения: 07.02.2016).
Похожие статьи
Совершенствование законодательства о территориях.
Российская Федерация, Россия, свободная таможенная зона, территориальное развитие, Пушкин, позиция законодателя, часть территории страны, зона, ТОР, территория.
Эволюция особых экономических зон в России | Статья в журнале.
Крым и города федерального значения Севастополя» зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего развития (ТОР) и свободные экономические зоны (СЭЗ).
Анализ государственных мер повышения инвестиционной.
свободная таможенная зона.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, млрд, Россия, регион России, Татарстан, Таможенный союз, резидент, инвестиция, зона, территория.
Зоны свободной торговли и таможенные союзы
Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории» [1]. В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли области не имеют единого внешнего тарифа.
Предпосылки и условия создания территорий опережающего.
Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (внесены дополнения в часть 6 статьи 36).
Проблемы функционирования свободных экономических зон.
Российская Федерация, РФ, зона, Россия, успешное развитие, США, современный этап, значение показателя эффективности, Ирландия, экономический кризис.
Особые экономические зоны: проблемы и особенности.
зона, Российская Федерация, особая экономическая зона, территория зоны, создание, Дубна, создание новых рабочих мест, российская
Функционирование свободных экономических зон в России. По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации создано.
Правовые основы создания и функционирования свободных.
зона, Российская Федерация, особая экономическая зона, территория зоны, создание, Дубна, создание новых рабочих мест, российская
Значение особых экономических зон для. Особая экономическая зона — это часть территории страны, на которой действует особый режим.
Территории опережающего социально-экономического развития.
опережающее социально-экономическое развитие, Российская Федерация, создание территории, территория, экономическая деятельность, опережающее развитие, резидент ТОР, уполномоченный федеральный орган.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИИ
Особая экономическая зона — Особая, cвободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных… … Википедия
Свободная экономическая зона — Особая, cвободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных… … Википедия
Тольятти (особая экономическая зона) — Особая экономическая зона промышленно производственного типа «Тольятти» (ОЭЗ «Тольятти») создана на территории муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации… … Википедия
Находка (свободная экономическая зона) — У этого термина существуют и другие значения, см. Находка. Свободная экономическая зона «Находка» территория города Находки и соседнего Партизанского района с особым правовым режимом, на которой в 1990 2006 годах государство планировало… … Википедия
Алабуга (особая экономическая зона) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Особая экономическая зона ЛИПЕЦК (ОЭЗ Липецк) — Особая экономическая зона промышленно производственного типа ЛИПЕЦК (ОЭЗ ППТ Липецк) Файл:SEZmap.jpg Особая экономическая зона промышленно производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк» создана в соответствии с Постановлением Правительства… … Википедия
Особая экономическая зона Чаплыгинская — «Чаплыгинская» особая экономическая зона регионального уровня промышленно производственного типа в Чаплыгинском районе Липецкой области. Имеет региональное значение, расположена в северной части Чаплыгинского городского поселения. Площадь ОЭЗ РУ… … Википедия
Чаплыгинская (особая экономическая зона регионального уровня) — «Чаплыгинская» особая экономическая зона регионального уровня промышленно производственного типа в Чаплыгинском районе Липецкой области. Имеет региональное значение, расположена в северной части Чаплыгинского городского поселения. Площадь ОЭЗ РУ… … Википедия
Липецк (особая экономическая зона) — Логотип ОЭЗ «Липецк», установленный на её территории в 2006 году «Липецк» особая экономическая зона промышленно производственного типа в России. Имеет федеральное значение, располагается в Липецкой области между юго в … Википедия