Особенности современного протекционизма
Протекционизм – это внешнеторговая политика государства по ограничению ввоза импортных товаров и услуг и поддержке производства аналогичных внутренних продуктов.
В наиболее общем смысле под политикой протекционизма стоит понимать реализуемые государством меры по защите национального рынка в лице отечественных товаропроизводителей и прочих участников внешнеэкономической деятельности от иностранной конкуренции.
Современный инструментарий протекционистской политики представлен тарифными и нетарифными методами. К числу основных ее инструментов традиционно принято относить:
- нетарифные барьеры;
- введение и регулирование величины таможенных пошлин;
- осуществление целенаправленных государственных закупок;
- реализация программ по субсидированию;
- регулирование уровня налоговых ставок и пр.
Тарифные меры обеспечивают поступления в государственный бюджет в виде тарифных выплат по причине пересечения границы, что, однако, не означает отсутствия у импортной продукции возможностей пересекать и впоследствии обращаться на внутреннем рынке без осуществления выплат в бюджет. Таким образом, создается неблагоприятный климат, негативно влияющий на величину расходов иностранного производителя/экспортера (отечественного импортера).
Несколько иная ситуация складывается при использовании нетарифных методов протекционистской политики. Здесь формируются предпосылки, не позволяющие продукции проникать на рынок только по причине оплаты тарифных платежей. В данном случае формируются барьеры не допускающие пересечения границы, основанные на количественных лимитах на экспорт или оказывающие поддержку национальным компаниям посредством выделения субсидий, обеспечивающих формирование качественных характеристик продукции, способных обеспечивать ей конкурентные преимущества на рынке.
В экономической литературе протекционизм подразделяется на четыре вида – отраслевой, скрытый, селективный и интеграционный.
Отраслевой протекционизм предполагает защиту недавно созданных отраслей, которые еще находятся на пути становления. К числу таких отраслей обычно относят аграрный сектор и промышленность.
Скрытый протекционизм предполагает использование механизмов, не позволяющих явно отождествлять их с защитными мерами, направленными против импорта.
Селективный протекционизм используется в направлении мега субъектов, товаров и услуг. Его примером может выступать, например, эмбарго, представляющий собой запрет на поставку.
Инициатором интеграционного протекционизма выступают интеграционные объединения, а сам интеграционный протекционизм проводится в отношении всех остальных мегасубъектов.
В современных условиях политика протекционизма претерпела определенные изменения, вызванные, прежде всего, изменениями внешней среды, и получила название «нового протекционизма».
«Новый протекционизм» и его особенности
Понятие «нового протекционизма» свое распространение получило в контексте реализации государствами политики национального протекционизма в цифровой и производственной сферах. В наиболее широком смысле под данным термином следует понимать политику государства по применению мер ограничительного характера ради защиты отечественных производителей, которые работают не только на местных рынках, но и в международном пространстве, принимая, таким образом, участи в интеграции глобальных цепочек создания добавленной стоимости.
В определенном смысле «новый протекционизм» служит продолжением политики глобализации, которую западные страны реализуют в целях борьбы за доминирование на мировом рынке товаров и услуг. Его отличительные особенности в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Специфика «нового протекционизма». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Новый протекционизм» имеет интегральный характер. Взаимозависимость финансовых и товарных рынков, а также эффективность реализуемых государством ограничительных мер напрямую зависит от проводимой в стране денежно-кредитной политики и ее способности к быстрому и гибкому реагированию на изменения, происходящие в международном бизнесе.
Еще одной отличительной особенностью «нового протекционизма» можно считать его широкую ориентацию. Он не ограничивается исключительно экономической сферой. Как правило протекционистские ограничения зачастую дополняются мерами не только по защите суверенитета национальной экономики, но и по защите историко-культурных и национальных ценностей.
Для «нового протекционизма» характерны совершенно другие целевые ориентиры. Он направлен в первую очередь на защиту от воздействия иностранной конкуренции внутренних рынков. В то же время растущая международная кооперация наряду с переплетением национальных рынков способствует росту доли импортных комплектующих в национальном производстве.
Наконец, современный протекционизм отличается экстерриториальным характером. Эффективно защищать внутренние рынки становится невозможным, если не пытаться стать более конкурентоспособным на территории своего же государства.
Появление и развитие современного протекционизма
Появление так называемого «нового протекционизма» обусловлено наличием противоречий в процессах глобализации международного бизнеса. Не отходя далеко от принципов глобализации, данное явление в целом способствует адаптации к растущей на мировом рынке конкуренции и динамично меняющимся условиям международного бизнеса. Таким образом, политику «нового протекционизма» многие эксперты отождествляют с новой реальностью в период глобализации мировой экономики и ее развитием.
Ключевыми тенденциями развития современного протекционизма можно считать:
Протекционизм в экономике — полное описание
Сегодня понятие «протекционизм» зачастую используется в отношении внешнеэкономической политики государств. Такая стратегия страны направлена на поддержку отечественного производителя, чей рост произойдёт за счёт отсутствия на внутреннем рынке зарубежных конкурентов.
1. Что такое протекционизм простыми словами
Согласно логике протекционизма, импорт может нанести существенный вред отечественной промышленности. Нередко ввезённые в страну товары стоят дешевле местных. Это объясняется использованием при производстве более дешевой рабочей силы, а также технологическим превосходством и доступностью природных ресурсов.
Методы борьбы подразумевают введение более высоких квот и импортных тарифов. В таком случае некоторые из зарубежных компаний будут вынуждены отказаться от отправки товара, а для отечественного производителя, это будет означать увеличение рынка и избавление от более сильных конкурентов.
Если ограничение импорта будет сопровождаться субсидиями стран и одновременной стимуляцией экспортных операций, это должно положительно отразиться на экономике. Но, это только в теории, на практике, это происходит далеко не всегда. Одно из объяснений заключается в отсутствии интереса местных компаний к разработке и внедрению инновационных технологий на фоне отсутствия конкуренции.
2. Цель и суть протекционизма
— это экономическая модель, подразумевающая передачу всех предпочтений отечественному производителю.
Основная цель, это защита местных компаний от влияния иностранной конкуренции. Задача государства заключается в создании благоприятной среды с помощью внедрения торговых барьеров для зарубежных организаций, что всегда приводит к снижению рыночной конкуренции.
Те страны, которые используют данную стратегию, отправляют собственных производителей в изоляцию из-за наличия барьеров на ввоз импортной продукции. Таким образом, местные компании не могут конкурировать с зарубежными производителями. Но, отечественные компании получают значительную поддержку от правительства за счёт дотаций и субсидий.
Противоположностью протекционизма можно считать свободную торговлю. Это означает, что импортная продукция будет без препятствий возиться на территории государства. Так создаётся здоровая экономическая среда на внутреннем рынке, где правила и стоимость товара определяются спросом, предложением, а также сервисом и качеством. Именно поэтому, большинство стран отдают предпочтение открытости в торговле, а меры протекционизма в современном мире считаются губительными.
3. Виды протекционизма
За всё время существования было определено несколько разновидностей протекционистской политики:
- Коллективная . Означает, что несколько стран, которые объединены отдельным производством, предпримут коллективные меры, направленные на защиту своей продукции. Например, некоторые государства Евросоюза осуществляет коллективную поддержку собственных фермеров;
- Селективная . Власти государства подготавливают меры создания благоприятных условий для компаний, занимающихся производством отдельного вида продукции. Вместе с этим, будут установлены ограничения на ввоз аналогичного товара. Как пример можно привести ситуацию с легковыми автомобилями. Правительство РФ ввело дополнительные таможенные пошлины на ввоз некоторых автомобилей из-за рубежа. Одновременно с этим была подготовлена и принята программа по кредитованию населения на льготных условиях при покупке автомобилей от отечественного производителя;
- Зелёная . Это современная разновидность протекционизма, которая подразумевает соблюдение экологических норм. В связи с ухудшением экологической ситуации в мире, именно данная разновидность протекционизма набирает всё большую популярность;
- Отраслевая . В данном случае государство стремится защитить целую экономическую отрасль. Зачастую, данные меры применяются к сельскохозяйственным отраслям. На ввоз импортной сельхозпродукции водятся пошлины и дополнительные ограничения. В некоторых случаях, на некоторую продукцию вводится полный запрет;
- Местная . Осуществляется на региональном уровне. Основная цель, это продвижение товара, произведённого в конкретном регионе;
- Скрытая . Означает защиту отечественного производителя без ввода дополнительных таможенных пошлин. Один из примеров, введение ограничений на ввоз молочной продукцию за счет заключений, сделанных санитарно-эпидемиологическими ведомствами.
4. Распространённые методы протекционизма
В ходе избавления от конкуренции с импортной продукцией, страны зачастую используют следующие методы протекционизма:
- Таможенные пошлины. Именно этот инструмент является главным в протекционистской политике страны. Это означает, что независимо от формы таможенных пошлин, все они будут взиматься со страны-экспортёра. Ввозные или импортные пошлины влияют на повышение стоимости импорта, а значит и цены на сам товар для конечных потребителей;
- Качество и стандартизация продукции. В различных странах наблюдаются высокие или низкие нормативные стандарты, например, в области приготовления пищи или изготовления исходного материала. Это может привести к запрету импорта конкретной продукции и как следствие, увеличению объемов производства аналогичной продукции внутри государства;
- Импортная квота. Подразумевает введение нетарифных количественных барьеров, применяемых в течение установленного периода по отношению к импорту конкретного товара. Самая строгая импортная квота, это эмбарго, что означает абсолютный запрет на ввоз или вывоз конкретного товара.
Одновременно с этим государство предоставляет местным предприятиям косвенные или прямые субсидии. Прямые означают денежные выплаты, а косвенные – сбережения, когда предприятия могут воспользоваться налоговыми льготами или получить беспроцентные ссуды. Также государство может предложить субсидии на экспорт с целью улучшить торговый баланс.
Таким образом, власти стимулируют отечественных производителей к глобальному расширению. Данная экономическая модель характерна для развивающихся государств, где уровень местных производителей и товаров не позволяет вести достойную конкуренцию с зарубежными компаниями. Но, нельзя сказать, что ни одна из развитых стран не использует аналогичные методы. К примеру, власти США в той или иной степени на протяжении всего периода существования применяли различные методы протекционистской политики.
5. Положительный эффект протекционизма
Каждый из сторонников протекционизма уверен в том, что именно такая методика защиты местных компаний может оказать положительный эффект на развитие промышленности внутри страны, а также поспособствует быстрому и эффективному экономическому росту в целом. Благодаря протекционизму, страна вскоре станет более экономически устойчивой к внешним кризисным влияниям.
Говоря о свободной торговле, некоторые эксперты считают, что это разрушает внутреннее производство и приводит к обнищанию одновременно с экономическим упадком. Особенно, среда свободной торговли оказывает губительное влияние на те государства, где производители ещё не вышли на высокий уровень.
Чтобы оправдать данное своё мнение, эксперты нередко сравнивают государства, применяющие методы протекционизма и при этом развивающиеся с теми, которые обнищали на фоне свободной торговли. Некоторые экономисты считают, что чем сильнее страна отстаёт от более развитой в экономическом плане, тем больше у неё климатических и географических недостатков, влияющих на конкурентоспособность местного производителя.
Также это значит, что необходимо более яростно применять политику протекционизма, устанавливая все возможные барьеры и ограничения, позволяющие развивать национальную промышленность. Кроме этого, политика протекционизма окажет положительное воздействие в ходе выполнения следующих задач:
- Протекционизм оказывает защитный эффект на местную экономику в случае демпинга. Таким образом, государство, которое отправляет продукцию в другие страны по цене ниже себестоимости не может оказать губительное влияние на местный рынок и укрепить своё положении как монополиста;
- Необходимость пополнения местных бюджетов в регионах. В данном случае положительного эффекта можно добиться за счёт увеличения прибыли местных производителей, которые получают её за счёт наращивания производства;
- Повышение уровня занятости местного населения за счёт защиты от дешёвой иностранной рабочей силы;
- Поддержка новой продукции или конкретной развивающейся отрасли на ранних этапах существования, а также предоставление возможности взять паузу в период модернизации без нанесения убытков;
- Подавление внешнеторгового дефицита, а также улучшение платёжного баланса в момент введения ограничений на ввоз импортной продукции;
- Обеспечение безопасности граждан, а также их здоровья за счёт реализации продукции, производство которой контролируются местными государственными органами; производства, обеспечивающая стабильность за счёт укрепления политической и экономической независимости страны;
- Обеспечение высокого уровня национальной безопасности, то есть эффективная работа с отраслями, обеспечивающими национальную оборону;
- Увеличение количества реализованной продукции от местных производителей;
- Снижение убытков при несовершенной конкуренции, возникающей за счёт влияния зарубежного производителя;
- Повышение уровня финансовой устойчивости государства, а также уровня экономической безопасности, поскольку государство становится более самообеспеченным в экономическом плане.
6. Негативные стороны протекционизма
В современном мире большинство развитых стран в открытую не используют методы протекционистской политики, считая их губительными для экономики и негативно влияющими на отношения с зарубежными партнёрами. Также такое отношение к протекционизму объясняется наличием следующих негативных его сторон:
- Поскольку импортная продукция, к которой привык потребитель больше не поставляется в страну или значительно дорожает, люди начинают страдать от отсутствия достойной замены. То же самое касается рынка услуг;
- Поскольку отсутствует интернациональный обмен информацией, могут возникнуть признаки замедления мирового технического прогресса. Также стоит учитывать, что это негативно повлияет на скорость решения возникших проблем экологического характера;
- Страны, которые принимают решение о введении ограничений, обрекают себя на отсутствие доступа к информации о последних научно-технических открытиях. Через некоторое время, это негативно отразится на отечественных производителях;
- За счёт повышения стоимости импортного товара, законы текущего спроса и предложения нельзя считать актуальными;
- Зарубежные инвесторы практически никогда не проявляют интерес к странам, применяющим грубые методы протекционизма. В таком случае, инвестор будет вынужден взять на себя большее количество рисков, если сравнивать с вложением средств в рынок свободной торговли;
- Поскольку производители привыкнут к отсутствию конкуренции, в будущем, они не смогут повысить свою значимость на мировом рынке. Кроме этого, недостаток конкурентной борьбы приведёт к отсутствию интереса к модернизации производства. На фоне этого, через некоторое время, стоимость продукции начнёт повышаться, а качество снизится;
- Если политика протекционизма окажет значительное влияние на экспортёра, это может привести к тому, что зарубежные компании больше не смогут обеспечивать рабочими местами большое количество граждан;
- Поскольку производители уже не имеют возможности отправлять продукцию по доступной цене, это приведёт к потере благосостояния. Потребителю придётся получать только ту продукцию, которая предложена государством. Зачастую, это приводит к появлению на рынке далеко не самых качественных товаров по завышенным ценам.
7. Протекционизм в современных условиях
Современная протекционистская политика подразумевает применение различных тарифных и нетарифных ограничений. Это позволяет государству решить сразу 2 задачи.
Первая заключается в быстром распространении продукции от отечественного производителя на внутреннем и международном рынке.
Вторая сосредоточена на снижение конкурентоспособности иностранной продукции. Одни методы позволят защитить внутренний рынок от импортных товаров и услуг, а другие повлияют на повышение конкурентоспособности отечественного товара на международном рынке. Касательно тарифных методов, сюда относятся квоты и пошлины, направленные на регулировку импорта.
Нетарифные методы протекционизма будут следующими:
- Скрытые . Государственные закупки, технические требования, сборы и налоги;
- Финансовые . Субсидирование и кредитование на льготных условиях. Эти меры направлены на поддержку производителей, отправляющих товар на экспорт;
- Количественные . Означают добровольные ограничения (лицензирование и квотирование).
Касательно таможенных тарифов, сейчас они позиционируются как не наилучшие методы, поскольку более эффективными являются нетарифные ограничения. Именно такая стратегия набрала большую популярность в развитых государствах. Сегодня эксперты могут выделить около 50 видов нетарифных ограничений.
Протекционизм является одним из способов продвижения продукции, выпущенной местными компаниями. Также он позволяет эффективно и быстро распространить её на мировом рынке. Но, если не будут проведены необходимые исследования и эксперты не оценят возможные риски, протекционистская политика может нанести существенный вред всем участникам рынка. В современных условиях, самыми распространёнными являются нетарифные методы протекционизма.
Поддержи местного производителя: что такое протекционизм в экономике
Что объединяет наш отечественный автопром, торговую войну Китая и США и всевозможные экономические санкции? Правильно, политика протекционизма. Действительно ли она ведет к росту производства каких-то национальных предприятий и всеобщему благосостоянию и что вообще такое торговый протекционизм — Финтолк поможет разобраться.
Читайте в статье:
Что такое протекционизм
Представьте, вы пришли в супермаркет за любимым голландским сыром конкретного зарубежного производителя, а вместо него продавец предлагает вам российский аналог. Оказывается, из-за новых таможенных пошлин и прочих бюрократических препятствий европейский производитель просто перестал поставлять свою продукцию в Россию. Менеджер в магазине видит, что вы расстроились, и предлагает «поддержать отечественного производителя», купив тот сыр, что есть на прилавках.
Протекционизм — это такая разновидность внешнеторговой экономической политики, когда на ввозимую (импортную) продукцию накладываются разные ограничения. Например, особые требования к упаковке, сертификация, стандартизация, дополнительные таможенные сборы и пошлины и так далее.
Еще к протекционизму относятся всевозможные меры поддержки местных производителей, выпускающих товары для внутреннего рынка или на экспорт. Например, субсидии, предоставление кредитов на льготных условиях или компенсация расходов. Короче, протекционизм — это когда одни предприниматели (отечественные) получают всевозможные привилегии по отношению к другим предпринимателям (иностранным) на внутреннем рынке.
Зачем нужен протекционизм
«Зачем нужен такой протекционизм, если я не могу покупать то, что мне нравится?» — спросит читатель.
Сторонники государственного вмешательства в экономику объясняют это следующим образом.
Местным производителям бывает сложно конкурировать в естественной рыночной среде с иностранными бизнесменами. Чтобы поддержать своих предпринимателей (особенно на раннем этапе их работы), нужно предоставить определенные привилегии. Со временем (в теории) отечественный бизнес наладит производство, сбыт, торговые каналы, рекламу, менеджмент, короче, встанет на ноги и сможет конкурировать с другими серьезными компаниями.
На практике все складывается не так гладко, и поэтому у политики протекционизма много критиков. Некоторые экономисты утверждают, что при такой модели регулирования местные предприниматели попадают в финансовую ловушку. Они рентабельны только до тех пор, пока государство их поддерживает. Если меры поддержки прекратятся или законы будут пересмотрены, компании просто разорятся. Потому что никто не захочет покупать их продукцию. Приведем пример.
Допустим, в стране Х решили поддержать своего автопроизводителя. Дела у него идут не очень хорошо, качество автомобилей плохое, да еще и цены высокие. Естественно, покупают таких машин мало, поэтому государство вводит высокие таможенные пошлины, сборы и налоги на иномарки и их запчасти. К чему это приведет? Правильно! Цена на отечественный автопром не поменяется, зато стоимость любой иномарки резко возрастает. Теперь покупателю сложнее сделать выбор: раньше за одну сумму денег (например, 1 млн) он мог себе позволить шикарный внедорожник в максимальной комплектации зарубежного производства. Теперь же, после введения дополнительных сборов, такой же внедорожник стал стоить 2 млн. Отечественный аналог в простой комплектации, без разных удобств стоит, как и стоил раньше, например, тоже 1 млн. Выбрать машину попроще, но за 1 млн, или получше, но за 2 млн — уже непростая задача, поэтому многие решат «поддержать отечественного производителя».
Евгений Марченко, финансовый консультант:
— Рыночная модель экономики при совершенном рынке подразумевает отсутствие протекционизма. Однако в реальном мире мы видим, что господдержка органично вписывается в экономику стран даже со свободной конкуренцией. В краткосрочной перспективе это позволяет получать преференции не только бизнесу, но и гражданам, которые так или иначе связаны с производственным процессом. Однако в долгосрочном временном периоде данные действия приводят к снижению конкурентоспособности страны в целом. Протекционизм значительно завышает порог входа в бизнес для других участников.
В защиту протекционизма обычно называют:
- сохранение рабочих мест;
- стимулирование к развитию собственного производства;
- независимость рынка от иностранных товаров, продуктов, технологий и так далее.
А при совмещении политики протекционизма (по мнению других экономистов) с такими мерами, как низкие экспортные пошлины, единообразие в субсидировании и налогообложении, развитие перспективной отрасли и другими, действительно может наблюдаться экономический рост.
Виды экономического протекционизма
Конкретных мер для осуществления политики протекционизма очень много, перечислим самые популярные в современном мире:
- Высокие таможенные пошлины на ввоз.
- Установление квот на импорт (нельзя ввозить больше, чем установлено специальным законом).
- Бюджетные выплаты для местных производителей.
- Ограничение участия иностранных компаний в госзакупках.
- Предоставление выгодных кредитов местным предпринимателям.
- Дополнительный финансовый и налоговый контроль для иностранцев.
- Административные и бюрократические барьеры: согласования, сертификации, лицензирование, запреты и тому подобное.
Олег Богданов, ведущий аналитик инвестиционной компании QBF:
— Модели протекционизма бывают различные. Наиболее распространенные концепции — это тарифы, импортные квоты, государственные стандарты товаров, субсидирование различных производителей. Для того чтобы не нарушать принципы свободной торговли и требования ВТО, многие страны используют комбинированные концепции. Так, в Европейском союзе для поддержки сельхозпроизводителей используют субсидирование и импортные квоты на сельхозпродукцию. В России, например, для поддержки автопрома введены тарифы на импортные автомобили.
Стратегии протекционизма
Поскольку политика протекционизма противопоставляется идее о свободной торговле — фритрейдерству, экономисты постоянно спорят о том, в какой мере нужно реализовывать внешнеторговый протекционизм и где находится та самая грань необходимого регулирования.
Короче, как не переборщить с поддержкой местному предпринимателю?
Эксперты выделяют следующие стратегии:
- Селективный протекционизм — это когда государство направляет свое регулирование против товаров из конкретной страны или против конкретного товара. Наиболее яркий пример селективного протекционизма — торговая война Китая и США, рассвет которой пришелся на президентство Дональда Трампа. От административных барьеров больше всего пострадали крупные китайские компании, например, Huawei.
- Отраслевой протекционизм — стратегия, при которой защищаются интересы целой экономической отрасли, а не одного предпринимателя.
- Коллективный протекционизм — это когда сразу несколько стран объявляют бойкот продукции из другой страны или ряда стран. Ну, или объявляют бойкот конкретному товару. Кстати, в наше время многие вопросы решаются с помощью наложения экономических санкций, а их последствия зачастую аналогичны последствиям коллективного протекционизма.
Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите нашей группе в Facebook ?
* В этой статье упоминаются социальные сети Facebook и Instagram — они признаны экстремистскими на территории Российской Федерации.
Сущность протекционизма
Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободной торговли заинтересованы, прежде всего, развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.[
Протекционизм — внешнеторговая политика, целью которой является защита отечественного производства от иностранной конкуренции. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «. вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 190).
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание.
для того чтобы обеспечить интересы национальной обороны, его необходимо использовать субсидировано к стратегическим отраслям и финансировать из общих налоговых поступлений;
для сохранения рабочих мест, но с разумной своевременной денежно-налоговой политикой;
для защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;
для защиты от демпинга (демпинг — дискриминация в ценах, при которых экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке по цене ниже нормальной, угрожая причинить матер ущерб промышленности импортируемой страны или существенно снизить содержание созданной в ней отечеств промышленности).
для увеличения доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.
Все это реализуется с помощью ряда мер:
1. Вводятся тарифы – налоги на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдадут предпочтение.
2. Устанавливаются ограничения на количества импортируемых товаров определенного наименования и вида – квоты. Подобно тарифам, квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.
3. Применяются экспортные субсидии, то есть выплаты, позволяющие им продавать свою продукцию за рубежом по более низким, так называемым демпинговым, ценам.
Также влияние государства на внешнеэкономические отношения может быть через: воздействие на цены (ценовые скидки и надбавки за экспорт и импорт), контроль объема потока товаров (введение или снятие ограничений на экспорт и импорт), регулирование обменного курса и т.д. Непосредственное воздействие на товарные потоки государство оказывает через таможенные тарифы, нетарифные ограничения и различные формы стимулирования экспорта. О росте протекционизма в торговой политике свидетельствует ограничение объемов внешней торговли. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, достижению большей открытости национальной экономики. Конечным этапом такой либерализации может стать свободная торговля, основу которой составляет конкуренция на внутренних и мировых рынках, отсутствие государственного вмешательства, т.е. какого бы то ни было протекционизма.
Эти протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.
В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Выделяются следующие виды протекционизма.
Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).
Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.
Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизм — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения, как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта
Однако, несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, противники выдвигают следующие доводы, отнюдь направленные не в пользу протекционизма:
преследуя цель — достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности;
секторы национальной экономики теряют стимул к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают;
протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом – технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными;
национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации – ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну.
Также они к отрицательным чертам относят:
Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезённый товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции.
Возникновение международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений всё большим количеством стран.
Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий.
Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, давая временный, тактический выигрыш государству, вводящему у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане является бесперспективной политикой, ведущей к уменьшению благосостояния народа.