Что нельзя делать при военном положении
Перейти к содержимому

Что нельзя делать при военном положении

  • автор:

Военное положение на лето. Полный список правил и ограничений

Военное положение на лето. Полный список правил и ограниченийФото: украинский военный (УНИАН)

Военное положение в Украине было введено на месяц, начиная с 05:30 24 февраля из-за полномасштабного вторжения России. Впрочем этот правовой режим уже несколько раз продлевали и сейчас новый конечный срок военного положения — 23 августа.

Что нужно знать об условиях военного положения и ограничениях для граждан — в материале РБК-Украина ниже.

Военное положение — это особый правовой режим, который:

  • может быть введен по всей стране, или же в отдельных районах.
  • вводится в случае вооруженной агрессии, угрозы нападения, опасности территориальной целостности.
  • предусматривает предоставление военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы.
  • предусматривает временные, обусловленные угрозой, ограничения конституционных прав и свобод гражданина и прав и законных интересов юрлиц с указанием срока действия этих ограничений.
  • вводится по инициативе президента, утвержденной Верховной радой.

Согласно украинскому законодательству, на территориях, где введено военное положение, могут образовываться временные государственные органы — военные администрации. Решение об их образовании принимается президентом по представлению ОГА или военного командования.

Какие конституционные права в военное положение могут ограничивать

В указе президента о введении военного положения указано, что на период действия указанного правового режима, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека, предусмотренные такими статьями Конституции Украины:

Военное положение продлено: что это означает для граждан Украины

Президент Владимир Зеленский внес в ВРУ законопроект о продлении военного положения в Украине до 25 мая, а парламент его поддержал. Подробности и текст законопроекта не разглашались.

Напомним правовые особенности и принятые во время действия военного положения в Украине нормы.

Права граждан в условиях военного положения

По Закону о правовом режиме военного положения, на период военного положения приостанавливается действие ряда статей Конституции. Таким образом, на период действия правового режима военного положения временно ограничиваются права и свободы граждан, предусмотренные статьями 30 — 34, 38, 39, 41 — 44, 53 Конституции Украины. Среди этих прав и свобод — тайна телефонных разговоров и переписки, неприкосновенность жилья, свобода передвижения и самовыражения. Также могут внедряться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, необходимых для обеспечения возможности внедрения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона Украины О правовом режиме военного положения.

Приостановлено действие таких статей Основного закона Украины:

Статья 30. Каждому гарантируется неприкосновенность жилья.

Статья 31. Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой переписки.

Статья 32. Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь.

Статья 33. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины.

Статья 34. Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, свободное выражение мнений и убеждений.

Статья 38. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 39. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Статья 41. Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Статья 42. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.

Статья 43. Каждый имеет право на труд, включающий возможность зарабатывать себе на жизнь, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Статья 44. Работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

Что нельзя делать при военном положении

Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение

1. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее — специальные формирования), и для нужд населения.

2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища, досмотр и задержание транспортных средств;

(пп. 12 в ред. Федерального конституционного закона от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1) административное задержание в порядке, предусмотренном федеральным законом, на срок до 30 суток в случае нарушения запретов и ограничений, установленных указами Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение;

(пп. 12.1 введен Федеральным конституционным законом от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)

12.2) принудительное и контролируемое перемещение граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено;

(пп. 12.2 введен Федеральным конституционным законом от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.

4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся, за исключением случаев, если решение об их назначении принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по результатам консультаций с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в порядке, определяемом федеральным законом. В этих случаях референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления могут проводиться как на всей территории, на которой введено военное положение, так и на части такой территории.

(в ред. Федерального конституционного закона от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

Военное положение и уровни реагирования: что это значит для граждан

В новых регионах РФ действует военное положение, и на всей территории страны ввели четыре уровня реагирования органов власти. Разбираемся, что сейчас важно знать россиянам о своих правах и обязанностях

Военное положение и уровни реагирования: что это значит для граждан

Владимир Путин ввел военное положение в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Следом на всей территории РФ были введены четыре уровня реагирования органов исполнительной власти (указы Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 и № 757).

Редакция «АГ» попросила адвокатов рассказать, как эти нововведения могут изменить жизнь граждан.

Как разобраться в объявленных в России режимах?

После введения военного положения на новых территориях РФ потребовалось повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти и чиновников на местах. В субъектах РФ были введены четыре уровня реагирования:

  • максимальный уровень реагирования;
  • средний уровень реагирования;
  • уровень повышенной готовности;
  • уровень базовой готовности.

Тем, кто хочет разобраться в сути этих режимов, управляющий партнер АБМО «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов порекомендовал ознакомиться с нормативным актом, которым они были введены, а именно с Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757.

А адвокат Адвокатской палаты Хабаровского края Максим Васюхин рассказал, какими документами будут руководствоваться власти.

Основные акты при военном положении:

  • Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  • Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей»;
  • Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с Указом Президента РФ от 19 октября 2022 года № 756».

По словам адвоката Максима Васюхина, из четырех введенных в России уровней реагирования наиболее серьезные – максимальный и средний. Они действуют в приближенных к Украине субъектах РФ. В этих субъектах органы исполнительной власти будут ориентироваться в первую очередь на требования и нужды Минобороны России.

Исходя из Плана применения Вооруженных сил РФ будут перемещать личный состав, вооружение и военную технику. Под это подстроят всю инфраструктуру. Железнодорожный, морской и иной транспорт станут использовать преимущественно в интересах Минобороны. Как именно это будет реализовано, мы не узнаем, так как подобные решения ведомства засекречены.

При введении военного положения Президент РФ должен уведомить Генерального секретаря ООН об отступлении России от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан. Такого уведомления пока не было.

Там, где введены уровни повышенной и базовой готовности, органы власти будут руководствоваться Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Адвокат Максим Васюхин добавил: «Какие именно меры станут применять в конкретном регионе – решат губернаторы по согласованию с военным руководством. Не исключено, что меры окажутся разными даже в одном субъекте. Это будет зависеть от обстановки в районе или муниципальном образовании. Законодательно такой гибкий подход не запрещен. Полагаю, он может снизить социальную напряженность и облегчить условия проживания гражданских лиц».

Адвокат Адвокатской палаты Омской области Дарья Земляницина обобщила в таблице меры, которые могут применяться после введения четырех уровней реагирования. По просьбе «АГ» она и адвокат Московской коллегии адвокатов «РОСАР» Никита Навасардов разобрали особенности каждого режима.

Военное положение

Что значит этот режим?

Военное положение – это особый правовой режим, которые вводит президент на территории РФ или ее части в случае агрессии против страны или угрозы агрессии. Цель его введения – создать условия для отражения или предотвращения агрессии против России (ст. 1 Закона «О военном положении»).

Где ввели?

На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

Каковы последствия для жителей?

В период действия военного положения могут ограничиваться:

  • права и свободы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
  • права их должностных лиц.

На граждан и организации могут наложить дополнительные обязанности. Адвокат Дарья Земляницина отметила, что все это возможно только в той мере, в какой необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Адвокат Никита Навасардов уточнил: выполнение законных требований властей, необходимых для обеспечения обороны и безопасности, должно быть своевременным. Зависеть эти требования будут от ситуации и компетенции ведомства. Например, эвакуацию проводят органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения и территорий от последствий боевых действий. Граждане должны по сигналу явиться на пункты сбора для эвакуации.

Как могут наказать граждан и организации за неисполнение своих обязанностей?

О возможной ответственности граждан и организаций при военном положении рассказал адвокат Никита Навасардов.

За неисполнение установленных законодательством РФ военно-транспортных мобилизационных обязанностей могут оштрафовать (ст. 19.25. КоАП РФ). Размер штрафа составит: для граждан – от 300 до 500 руб.; для должностных лиц – от 500 до 1000 руб.; для юрлиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Ответственность предусмотрена и за нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа): для граждан – штраф в размере от 500 до 1000 руб. или арест на срок до 30 суток; для должностных лиц – штраф в размере от 1000 до 2000 руб. или арест на срок до 30 суток (ст. 20.5 КоАП РФ).

Задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа, регулирует ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Человека могут задержать до окончания комендантского часа, а если у него нет при себе документов, удостоверяющих личность, – до выяснения личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда срок может быть продлен не более чем на 10 суток. Задержанного, его вещи и транспорт могут досмотреть.

После внесения изменений в п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим обстоятельством стало совершение преступления в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

Что такое территориальная оборона?

Территориальная оборона при военном положении – это мероприятия по охране и обороне:

  • военных, важных государственных и социальных объектов;
  • объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи;
  • объектов энергетики;
  • объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

Цель территориальной обороны – создать благоприятные условия для функционирования перечисленных объектов и применения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.

Адвокат Никита Навасардов отметил: «С введением военного положения приобрели законный статус мероприятия, проводимые в четырех новых субъектах РФ. Например, это военная цензура, комендантский час, блокпосты и особый режим въезда с досмотром транспортных средств. Возможно изъятие для нужд обороны транспорта и иного имущества граждан с последующей компенсацией. Местные власти вправе принудительно переселять граждан в безопасные регионы и привлекать их к работам, необходимым для обеспечения безопасности».

Максимальный уровень реагирования

Где ввели?

На территориях, где действует военное положение, – в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.

Как влияет на права граждан?

На территориях, где введен максимальный уровень реагирования органов исполнительной власти, могут ограничиваться права и свободы граждан:

  • право на свободное передвижение (особый режим въезда и выезда, досмотр транспорта и ограничение его движения);
  • право на использование приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
  • право на участие в деятельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду, агитацию и другую деятельность, подрывающую оборону и безопасность России (деятельность таких организаций будет приостановлена);
  • право на выбор места пребывания или места жительства;
  • право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и других массовых мероприятий;
  • право на забастовки и использование других способов приостановить или прекратить работу организаций;
  • право на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. Устанавливается особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. У граждан могут изъять оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества;
  • право на тайну переписки и свобода слова. Почтовую корреспонденцию и телефонные разговоры могут контролировать;
  • право на выезд граждан за пределы территории РФ.

Граждан могут временно переселить в безопасные районы. При этом им обязаны предоставить стационарные или временные жилые помещения.

Возможна изоляция граждан иностранного государства, воюющего с Россией, т.е. их принудительное задержание во время вооруженного конфликта. Такие граждане размещают на определенной местности, которую им нельзя покидать.

Как влияет на обязанности граждан?

  • выполнять требования органов власти и военного управления, в том числе являться по вызову и выполнять требования, изложенные в предписаниях, повестках и распоряжениях;
  • участвовать в работах для нужд обороны, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных или разрушенных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;
  • предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости этого имущества.

Правил изъятия имущества в таких случаях нет в свободном доступе. Можно предположить, что служащие органов власти или военные должны предоставлять гражданам документы, где будет зафиксировано, кто и что изъял. Такой документ позволит гражданину обратиться за компенсацией. Вероятно, появятся официальные разъяснения, если это положение будут применять на практике.

Средний уровень реагирования

Где ввели?

В Республике Крым, Севастополе, Краснодарском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областях.

Как влияет на права граждан?

Допустимы ограничение права граждан на свободное передвижение по территории, особый режим въезда и выезда, досмотр транспорта и ограничение его движения. Граждан могут временно переселить в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений. Но пока такие меры не применяются.

Уровни повышенной и базовой готовности

Где ввели уровень повышенной готовности?

В субъектах РФ, входящих в состав Центрального федерального округа (ЦФО) и Южного федерального округа (ЮФО). В ЦФО – в Москве и Московской области, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях. В ЮФО – в Республике Адыгея (Адыгея), Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областях.

Где ввели уровень базовой готовности?

На остальных территориях России.

Какие права и обязанности есть у граждан?

Законодательство не предусматривает специальных ограничений для жителей субъектов РФ, где введены уровни повышенной и базовой готовности.

«После введения этих режимов конституционные права граждан продолжают действовать. Это значит, что никто не может без вашего согласия привлечь вас к труду или оказанию услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, изъять ваше имущество для обеспечения обороны или переселить вас», – объяснил адвокат Всеволод Сазонов.

Однако гражданам, находящимся в запасе, сейчас запрещен выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, в том числе за границу.

Адвокат Дарья Земляницина пояснила, что при перемещении по России права и обязанности гражданина будут меняться в зависимости от уровня реагирования, который действует на конкретной территории. Например, если гражданин выехал из Донецкой Народной Республики в Омскую область, то на него не будут распространяться ограничения, введенные в ДНР.

Рекомендации гражданам и организациям

Адвокат Никита Навасардов и его коллеги из Московской коллегии адвокатов «РОСАР» рекомендуют руководителям организаций: разработать порядок действий на случай введения военного положения в других регионах России и возникновения чрезвычайных ситуаций; провести мероприятия по организации гражданской обороны; проинструктировать сотрудников о действиях при сигналах оповещения и экстренной информации; внедрить алгоритмы оперативного реагирования на изменение ситуации.

Гражданам следует узнать о действиях при военных конфликтах, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, следить за новостями и рекомендациями властей через СМИ и интернет. В любой экстремальной ситуации нужно стараться сохранять спокойствие и действовать адекватно обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *