Уклонение от мобилизации: ответственность есть, а «статьи» нет?!
21 сентября Указом Президента РФ № 647 на территории России была объявлена частичная мобилизация.
За всю новейшую историю страны мобилизация была объявлена впервые, хотя законодательная база для ее введения существовала давно. В частности, в ч. 1 ст. 59 Конституции РФ закреплена обязанность каждого гражданина защищать Отечество, а 26 февраля 1997 г. был принят Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» № 31-ФЗ, который закрепил обязанность граждан являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона).
24 сентября были приняты поправки в УК РФ и ст. 151 УПК РФ 1 , в соответствии с которыми совершение преступлений в период мобилизации было признано отягчающим обстоятельством (п. «л» ст. 63 УК). Кроме того, были введены несколько новых составов преступлений, совершение которых подрывает обороноспособность страны:
- нарушение условий госконтракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа (ст. 201.2 УК);
- отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для его выполнения (ст. 201.3);
- нарушение должностным лицом условий госконтракта по гособоронзаказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.5 УК);
- отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для его выполнения (ст. 285.6);
- добровольная сдача в плен (ст. 352.1);
- мародерство (ст. 356.1).
Кроме того, внесены изменения в действующие статьи гл. 33, установившие в качестве квалифицирующего признака состава преступлений совершение этих деяний в период военного положения, в период мобилизации, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Однако в Уголовном кодексе отсутствует статья, конкретно предусматривающая ответственность за уклонение от мобилизации. То есть обязанность мобилизовываться у граждан России есть, а ответственности за уклонение от мобилизации нет.
Те составы преступлений, которые закреплены в гл. 33 УК, не могут быть применены к лицам, уклоняющимся от мобилизации, поскольку субъектом этих преступлений являются только военнослужащие, что следует из понятия «преступления против военной службы», закрепленного в ч. 1 ст. 331 Кодекса. Так, преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения военных сборов.
Лицо, находящееся в запасе и подлежащее мобилизации, получившее повестку с требованием прибыть в военкомат для прохождения медкомиссии, еще не является военнослужащим (оно станет таковым только после прохождения военно-врачебной комиссии, результатом которой будет признание призывника годным к военной службе и получение им после этого предписания прибыть в часть). Следовательно, данное лицо не может быть привлечено к ответственности за преступления, установленные гл. 33 УК (например, за дезертирство), даже если сознательно уклоняется от явки в военкомат для прохождения военно-врачебной комиссии – то есть фактически уклоняется от мобилизации.
В то же время в КоАП РФ указаны два состава правонарушений, устанавливающих ответственность за неявку в военкомат после получения повестки, а именно – ст. 21.5 «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету» и ст. 21.6 «Уклонение от медицинского обследования». В обоих случаях максимальная ответственность, которая грозит нарушителю, – штраф в 3000 руб.
Таким образом, на первый взгляд, никакой ответственности за неявку по вызову в военкомат в период мобилизации (фактически – за уклонение от мобилизации), кроме штрафа, законодатель не предусмотрел.
Однако не соглашусь с данным выводом и считаю, что в случае неоднократной неявки в военкомат по повестке в период мобилизации без уважительных причин лицо, находящееся в запасе, может быть признано злостным уклонистом и привлечено к ответственности по ст. 328 «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» УК.
Диспозиция данной статьи устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (ч. 1).
До настоящего времени к уголовной ответственности по данной статье привлекались только лица, подлежащие призыву для прохождения срочной службы.
Более того, 3 апреля 2008 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы». В п. 2 постановления указано, что субъектами преступления по ч. 1 ст. 328 УК являются граждане мужского пола, достигшие 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу (далее – призывники).
При рассмотрении уголовных дел, связанных с уклонением от призыва на военную службу, следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. В связи с этим после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что сроки давности привлечения их к уголовной ответственности не истекли.
Из данного разъяснения ВС следует, что лицо, достигшее 27 лет и пребывающее в запасе, не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 328 УК.
Однако вывод Верховного Суда может быть неверным. Дело в том, что в соответствии со ст. 22 Закона о военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять, и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе). При этом, как указано в ч. 2 ст. 1 Закона, в период мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусматривает призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Таким образом, данным законом установлены фактически два вида призывов – на срочную службу (для лиц от 18 до 27 лет и не пребывающих запасе) и для тех, кто пребывает в запасе, в случае мобилизации.
Известно, что судебная практика по одним и тем же вопросам может кардинально изменяться в зависимости от ситуации в обществе, стране и мире. Поскольку впервые в современной отечественной истории наша страна проводит частичную мобилизацию, и этот процесс длится еще меньше месяца, какой-либо следственной или судебной практики пока не наработано. В связи с этим ожидать в ближайшее время внесения изменений в Постановление № 3 либо принятия нового постановления ВС по рассматриваемому вопросу, думаю, вряд ли стоит.
Тем не менее, исходя из вышеизложенного, убежден, что уголовные дела за уклонение от мобилизации, выразившееся в неоднократной неявке в военкомат по повестке без уважительных причин лицом, находящимся в запасе, в период мобилизации, возбуждаться будут, и такие лица будут привлекаться к ответственности именно по ст. 328 УК.
1 Федеральный закон № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Украина ужесточила наказания за дезертирство и уклонение от призыва
На Украине ужесточены уголовные наказания за воинские преступления, подрывающие боеспособность и дисциплину. Речь идет об уклонении от призыва, дезертирстве, самовольном оставлении части, добровольной сдаче в плен, отступлении без приказа и неповиновении командиру. Закон об этом, одобренный Верховной радой по просьбе минобороны, 25 января подписал президент Владимир Зеленский.
Принятые поправки в уголовный кодекс запретят в условиях военного положения (действует с февраля 2022 г.) смягчать наказание ниже нижнего предела и осуждать условно. Это касается ст. 402 (неповиновение, от пяти до 10 лет лишения свободы), ст. 403 (неисполнение приказа, от трех до семи лет), ст. 405 (угрозы или насилие в отношении начальника, от пяти до 10 лет), ст. 407 (самовольное оставление воинской части, от пяти до 10 лет), ст. 408 (дезертирство, от пяти до 12 лет), ст. 429 (самовольное оставление поля боя, от пяти до 10 лет). По ст. 403 максимальный срок увеличивается с семи до восьми лет. Этот закон до его принятия критиковали правозащитники. В декабре 2022 г. петиция Зеленскому с просьбой не подписывать закон набрала более 35 000 подписей (для рассмотрения президентом необходимо 25 000).
Ранее «Ведомости» изучили официальную статистику ЕС, генпрокуратуры и погранслужбы Украины и выяснили, что за 2022 г. в стране заведено больше 13 700 уголовных дел по фактам дезертирства, самовольного оставления части, невыполнения приказов командования и уклонения от мобилизации. Помимо этого свыше 10 000 человек было задержано на западных границах страны при попытке незаконно покинуть Украину, больше 514 000 потенциальных призывников смогли получить временное убежище в странах ЕС. Чаще всего военнослужащих Украины с февраля 2022 г. преследуют за самовольное оставление части (более 5000 дел) и дезертирство (почти 3000). За неподчинение командирам заведено более 1100 дел, за уклонение от службы – более 150 дел, за оставление поля боя – более 130. Количество дел о госизмене на Украине по сравнению с 2021 г. выросло в 10 раз до 1940, однако по этой статье преследуют не только военных, но и чиновников, а также не состоящих на госслужбе лиц.
За день до подписания указа об ужесточении наказаний за воинские преступления, 24 января, Зеленский уволил глав сразу пяти обладминистраций юга, востока и центра Украины, а также четырех заместителей министров, включая замминистра обороны Вячеслава Шаповалова, ответственного за тыловое обеспечение. Незадолго до этого на Украине разгорелся скандал о закупках продовольствия для армии по ценам в несколько раз выше, чем в торговых сетях. Кроме того, в отставку подал замглавы офиса украинского президента Кирилл Тимошенко. Зеленский также 23 января подписал указ, запрещающий украинским чиновникам, а также сотрудникам правоохранительных органов проводить отпуск за рубежом и выезжать из страны с другими «негосударственными» целями.
Кого сняли
Указами Зеленского уволены заместители министров: обороны – Вячеслав Шаповалов, развития общин – Иван Лукеря, Вячеслав Негода и Василий Лозинский, социальной политики – Виталий Музыченко. Уволен заместитель генпрокурора Алексей Симоненко (за отдых за границей), а также губернаторы Киевской, Сумской, Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей.
Очевидно, что давно готовившееся ужесточение наказаний за воинские преступления связано с текущей обстановкой на линии соприкосновения, в том числе с боями за Артемовск (Бахмут), где проявились проблемы с дисциплиной, считает военный эксперт, редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев. Одновременно это может быть и «работа на перспективу» в связи с подготовкой ВСУ к кампании 2023 г. и возможными попытками наступления, для чего нужно обеспечить управляемость войсками, полагает эксперт. Что касается отставок чиновников, то они связаны с явными или мнимыми коррупционными скандалами. Может иметь место и скрытая «охота на ведьм» – поиски российского влияния и его искоренение при подготовке к новой кампании, говорит Корнев.
Массовость отставок высокопоставленных чиновников объясняется тем, что Запад фактически предъявил Зеленскому ультиматум, отмечает заведующий отделом Украины Института стран СНГ Иван Скориков. Отставкам предшествовали скандалы, связанные с Тимошенко и близкими к нему губернаторами, говорит эксперт. Они касались коррупции при снабжении армии и поставках гуманитарной помощи, вызвали возмущение общества и подогревались связанными с Западом СМИ. Отправляя чиновников в отставку, Зеленский демонстрирует готовность чистить правительство от тех, кто «наживается на конфликте», а также снимает подозрения с себя, считает Скориков.
Мобилизация или суд. Что будет, если военнообязанный отказывается от призыва
«Судебная практика в отношении уклонения от службы сформировалась и насчитывает уже десятки приговоров о привлечении к ответственности виновных. Почти во всех случаях «стороны идут на сделку». Мнение.
Фото: Pexels | Уклонение от службы, согласно Уголовному кодексу, может наказываться сроком до пяти лет
Законом об уголовной ответственности предусмотрен ряд статей, которыми закреплены виды правонарушений в сфере обеспечения призыва и мобилизации. Такими статьями являются:
- статья 336 УК Украины – уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период;
- статья 336-1 УК Украины – уклонение от прохождения службы гражданской защиты в особый период или в случае проведения целевой мобилизации;
- статья 337 УК Украины – уклонение от военного учета или учебного (специального) собрания.
Наиболее распространена в настоящее время ст. 336 УК Украины – уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации (наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет).
По закону отказавшийся служить может получить тюремный срок от трех до пяти лет. На практике уклонисты получают более легкое наказание
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 336 УК Украины, выступает военнообязанное лицо. Если ему должным образом сообщили в установленном законом порядке об обязанности явки на общую мобилизацию, к призывному участку определенного центра комплектования и социальной поддержки, а человек уклонился от призыва на военную службу во время мобилизации.
Для квалификации действий человека по ст. 366 УК Украины следует установить действительный умысел и цель именно в уклонении от призыва во время мобилизации, а также противоправный отказ от прохождения военно-врачебной комиссии.
Судебная практика довольно быстро сформировалась в этой плоскости и насчитывает десятки приговоров о привлечении к ответственности виновных. Почти во всех случаях «стороны идут на сделку».
Часто человеку предлагается заключить соглашение со стороной обвинения (прокурором) о признании виновности. Содержание такого соглашения и порядок судебного производства в случае его заключения предусмотрены статьями 472, 474 УПК Украины.
Такое соглашение утверждается приговором, если суд убедится, что соглашение может быть утверждено, и назначает согласованную сторонами меру наказания. Чаще всего виновное лицо и прокурор в соглашении о признании виновности согласовывают наказание в виде испытательного срока, то есть наказание с испытанием.
Согласно ч. 2, 3, 4 ст. 75 УК Украины, суд принимает решение об освобождении от отбывания наказания с испытанием в случае утверждения соглашения о признании вины, если сторонами соглашения согласовано наказание в виде исправительных работ, служебное ограничение для военнослужащих, ограничение свободы, лишение свободы на срок не более пяти лет, а также согласовано освобождение от отбывания наказания с испытанием.
В таком случае суд принимает решение освободить осужденного от отбывания назначенного наказания, если он в течение определенного испытательного срока не совершит нового уголовного правонарушения и исполнит возложенные на него обязанности. Продолжительность испытательного срока и обязанности, возлагаемые на лицо, освобожденное от отбывания наказания с испытанием, определяются судом.
Уклонение от службы в военное время в суде обычно ведет к назначенному судом наказанию с испытанием, что на практике означает отсутствие тюремного заключения.
Испытательный срок устанавливается судом продолжительностью от одного года до трех лет. После установления судом испытательного срока на виновное лицо возлагаются определенные обязанности, предусмотренные статьей 76 УК Украины.
На практике при установлении испытательного срока при утверждении соглашения о признании виновности в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 336 УК Украины, на виновное лицо возлагаются следующие обязанности:
• периодически появляться для регистрации в соответствующее государственное учреждение по пробации;
• уведомлять это учреждение об изменении места жительства, работы или учебы.
Мобилизация в Украине в 2023 году: кого призовут, кто получит отсрочку и когда будет третья волна 18.01.2023
В рамках второй волны мобилизации в Украине продолжается призыв на срочную военную службу. Кто получит повестку, а кто может рассчитывать на отсрочку и грозит уклоняющимся – подробнее в материале // 18.01.2023
В Украине в условиях российского военного вторжения идет мобилизация призывников. Возраст призыва составляет от 18 до 60 лет. Каждый мужчина должен стать на военный учет по месту прописки. В случае невозможности для внутренне перемещенных лиц необходимо явиться в ближайший военкомат.
Волны мобилизации в Украине
В январе 2023 года в Украине идет вторая волна мобилизации, которая началась с момента вторжения российских войск. Она касается военнослужащих, срочников или контрактников, проходивших службу с 2014 года.
Первая волна предполагает привлечение участников боевых действий или контрактников, так называемый «оперативный резерв».
В случае объявления третьей волны мобилизации ряда ВСУ пополнят офицеры запаса, окончившие военные кафедры вузов. Четвертая волна подразумевает тотальную мобилизацию всех мужчин в защиту страны.
Приоритетному призыву к украинской армии подлежат те, кто имеет опыт службы, а также отдельные специалисты, как, например, связисты, логисты, повара, водители – по мере необходимости таких специалистов в частях.
Призыв на срочную службу проходит в пределах установленных государством квот – без опыта ведения боевых действий новобранцев направят на обучение. Его в обязательном порядке проходят сроком не менее месяца. Даже после прохождения учебы не обязательно, что новобранец попадет в зону ведения боевых действий.
Военный эксперт, полковник запаса ВСУ Олег Скрипкин считает, что в ближайшее время в Украине вряд ли будет объявлена третья волна мобилизации.
«Вяло идет вторая волна, а значит, особой потребности в пополнении потерь личного состава пока нет. О таком же говорят также в войсках», — сказал он в комментарии UBR.ua.
В то же время, эксперт напоминает, что все будет зависеть от активности боевых действий в 2023 году. Всегда нужно быть начеку и «ждать стоит всего, что не исключено».
«Возможно, и потребуется активизация мобилизации — так называемая «третья волна»», — говорит Скрипкин.
Кто имеет право на отсрочку
Право на отсрочку строго регламентировано законом Украины «О воинской обязанности и военной службе». Есть четыре основных категории граждан, которым по собственному желанию предоставляется отсрочка от призыва по решению районной призывной комиссии. Для этого есть следующие причины:
- Состояние здоровья;
- получение образования;
- Продолжение профессиональной деятельности;
- Семейные происшествия.
По состоянию здоровья отсрочка предоставляется сроком до одного года при признании временно непригодным к службе во время медицинского осмотра.
В случае обучения отсрочка предоставляется на все время:
- для учащихся школ и ПТУ с дневной формой обучения до достижения 21 года;
- для студентов вузов с дневной формой обучения;
- для учащихся духовных семинарий с дневной формой обучения;
- интернам, аспирантам и докторам;
- учащимся в учреждениях других государств согласно международным договоренностям.
При отчислении из учебного заведения отсрочка будет потеряна независимо от возобновления или повторного поступления. Исключение – оформление академического отпуска или перевод в другое учебное заведение.
Продолжение профессиональной деятельности предполагает работу:
- педагогом;
- медработником;
- священнослужителем;
- полицейским;
- резервистом;
- главой сел и городов, государственным чиновником;
- работником науки со степенью кандидата или доктора наук при работе по специальности.
Для всех этих граждан отсрочка предоставляется на весь период их профессиональной деятельности.
Отдельно на службу в армию не могут быть призваны подозреваемые в совершении уголовного преступления.
Семейные обстоятельства содержат категории, позволяющие не призывать:
- детей-сирот;
- исполняющих обязанности единого опекуна над нетрудоспособными гражданами;
- совершеннолетних детей одиноких родителей, с двумя или более несовершеннолетними братьями или сестрами;
- при наличии двух и более детей;
- при наличии ребенка до трех лет;
- при наличии ребенка, воспитывающегося без матери;
- при наличии ребенка-инвалида или жены-инвалида;
- при наличии беременной супруги.
В особых случаях призывные комиссии могут отказать в прохождении срочной службы по семейным обстоятельствам, несмотря на желание мужа выполнить свой гражданский долг.
Кто получит повестку
Повестки в условиях войны могут раздавать кому угодно и где угодно. Адвокат, кандидат юридических наук Сергей Войченко объяснил, как проходит эта процедура.
Сначала устанавливают данные лица, затем заполняют и вручают повестку для уточнения персональных данных и подготовки к призыву по мобилизации. Такому человеку необходимо явиться по указанному адресу в военкомат и пройти военно-врачебную комиссию.
В то же время по закону предусмотрено, что вызовом призывников занимаются местные органы регистрации. Они должны вручать повестку по списку по месту жительства.
«В законе четко прописано: повестка должна быть вручена конкретно Иванову Ивану Ивановичу. Не на улице и не на коленке. Если человек просто идет по улице – лично я не вижу законных оснований для того, чтобы его задерживали, устанавливали личность и вручали повестку», – подчеркнул Войченко в разговоре с UBR.ua.
Следует отметить, что юридическую силу имеет только повестка, о получении которой гражданин Украины, подпадающий под мобилизацию, подписался лично. Приглашение в военкомат с помощью звонков, СМС, мессенджеров, отправки по почте, засов под дверь или передачи через родных не влекут ответственности. Для нее необходимо подтверждение получения повестки призывником.
Какова ответственность за уклонение от призыва
В качестве ответственности предусмотрена административная – если человек не явился за повесткой в территориальный центр комплектации (ТЦК), он уплатит штраф в размере 3 400 – 5 100 гривен с последующей его доставкой в ТЦК, объясняет Войченко.
Уголовная ответственность согласно статьям 336 и 337 Уголовного кодекса Украины наступает «в случае дальнейшего уклонения на направление после прохождения медкомиссии. А также в случае, если призывник злостно уклоняется после предупреждения, сделанного соответствующим руководителем или после записи на видео», продолжает Сергей Войченко .
Он отмечает, что в условиях войны Национальной полиции предоставлено право на задержание и принудительное доставление граждан призывного возраста в пункты, где могут вручить повестку.
Чтобы избежать этого, юрист советует всегда иметь при себе военный билет и состоять на военном учете – это может обезопасить от лишних проблем.
Как свидетельствует практика, призывать в ряды ВСУ пытаются все же людей либо с опытом, либо с востребованной на фронте специальностью. В некоторых случаях комплектация на местах уже зависит от добросовестного выполнения своей работы работниками военкоматов.
Следует отметить, что согласно решению Кабмина от 30 декабря прошлого года от января 2023 в Украине будет усилен контроль за постановкой на военный учет. В частности, процедуру придется пройти даже некоторым женщинам.