Что не относится к государственной собственности
ГК РФ Статья 214. Право государственной собственности
1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Статья 214. Право государственной собственности
1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
ГАРАНТ:
О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
Государственная собственность: что это такое и как она регулируется в России
В современном мире право на собственность является одним из основных прав человека. Но помимо частной собственности существует и государственная, которая имеет свои особенности и формы.
Понятие государственной собственности заключается в том, что на определенные объекты имущества, такие как недвижимость, земельные участки, транспортные средства и др., государство имеет право собственности. Это является одной из форм собственности и имеет ряд своих особенностей, в частности, связанных с тем, что ее обладатель — государство — является неделимой и непрерывной организацией.
В Российской Федерации государственная собственность регулируется Федеральным законом «О государственной собственности». В нем определены формы государственной собственности, а именно: федеральная, республиканская (в составе Российской Федерации), региональная и муниципальная. Кроме того, законом предусмотрены органы, которые осуществляют управление государственным имуществом.
Итак, государственная собственность — это одна из форм собственности, на объекты которой право владения принадлежит государству. В Российской Федерации ее регулирует Федеральный закон «О государственной собственности», который определяет формы государственной собственности и органы ее управления.
Государственная собственность в России: суть и значимость
Понятие государственной собственности — это право государства на контроль, управление и распоряжение объектами имущества, находящимися на его территории. Государственная собственность охватывает все виды имущества, которые находятся в собственности государства: землю, недвижимость, транспортные средства, предприятия и другое.
В России существуют различные формы государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную. При этом каждая из этих форм интересует свой орган власти и имеет ряд характеристик и особенностей.
Государственная собственность имеет огромную значимость для государства и общества. Она обеспечивает национальную безопасность, регулирует экономические процессы, создает условия для развития страны и сохранения ее культурного наследия.
Согласно Конституции РФ, государственная собственность призвана защищать неприкосновенность и охрану конституционного строя РФ, а также обеспечивать права и свободы граждан. В этих целях она регулируется законодательством, в том числе Федеральным законом «О государственной собственности», который существует с 1991 года и устанавливает основы государственной собственности в РФ. Он определяет порядок обращения с государственной собственностью и механизм ее защиты от незаконных действий.
Таким образом, государственная собственность является важным и необходимым элементом жизни государства и всего общества России. Ее эффективное использование способно обеспечить процветание и благополучие граждан и страны в целом.
Что такое государственная собственность?
Государственная собственность — это форма собственности, которая принадлежит государству. Это понятие используется для обозначения имущества, которое принадлежит государству, а не частным лицам или организациям.
Формы государственной собственности могут быть различными. В России существует государственная собственность на природные ресурсы, на предприятия, на землю, на объекты культурного наследия и т.д.
Регулирование государственной собственности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной собственности». В соответствии с этим законом устанавливаются права и обязанности собственника (государства) по управлению имуществом, защите прав и интересов государства и т.д.
4.4 | Государственная собственность |
---|---|
1. | Понятие государственной собственности |
2. | Формы государственной собственности |
3. | Регулирование государственной собственности |
Регулирование государственной собственности осуществляется различными ведомствами в зависимости от объекта, на который она распространяется. Государственная собственность является особенной категорией собственности, так как она связана с реализацией институциональных функций государства и не относится к частной собственности.
Таким образом, государственная собственность — это форма собственности, которая принадлежит государству и регулируется специальным законодательством. Она является основной гарантией защиты национальных интересов и обеспечивает возможность государства осуществлять свои функции в интересах народа.
Виды государственной собственности в России
Государственная собственность — это одно из ключевых понятий в экономике России. Это форма собственности, которая принадлежит государству в целом либо какому-то его органу. Государственная собственность может иметь разные формы и происходить от разных источников.
Помимо собственности на земельные участки, строения, недвижимость и иные материальные объекты, которые принадлежат государству, в России существуют и другие формы государственной собственности. К таким формам относится, например, право государства на экспорт и импорт определенных товаров. Также государство может владеть акциями крупных компаний и организаций.
Обычно государственная собственность бывает двух форм: федеральной и региональной. Федеральная собственность — это форма собственности, которая находится во владении Федерации и ее органов. Региональная же собственность — это форма государственной собственности, которая находится в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации.
- Федеральная собственность:
- Государственное имущество;
- Федеральная собственность на землю;
- Государственные ценные бумаги;
- Акции компаний.
- Здания и сооружения;
- Земельные участки;
- Движимое имущество;
- Доли в организациях.
Регулирование государственной собственности в России происходит через ряд законов и нормативных актов. Также на регулирование государственной собственности влияют изменения в экономической и политической ситуации как в стране, так и за ее пределами.
Правовые основы регулирования государственной собственности
Понятие государственной собственности представляет собой совокупность объектов, находящихся в собственности государства. Объектами государственной собственности могут быть природные ресурсы, недвижимое и движимое имущество, а также иные активы.
Государственная собственность может принимать различные формы: федеральную, региональную, муниципальную. Федеральная государственная собственность находится под управлением Правительства Российской Федерации, муниципальная – под управлением органов местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Регулирование государственной собственности осуществляется на основе соответствующего законодательства и правовых актов. Существуют специальные федеральные законы, которые регулируют вопросы, связанные с государственной собственностью, такие как «О собственности», «Об особенностях организации управления федеральным имуществом».
Помимо законодательных актов, существуют и иные нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы собственности. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие руководящие документы также устанавливают правила и порядок управления имуществом государства.
В целом, государственная собственность регулируется множеством правовых документов, которые устанавливают порядок приватизации и использования имущества в интересах государства и общества. Все нормативные акты направлены на защиту и эффективное использование государственной собственности.
Управление государственной собственностью: органы и механизмы
Понятие государственной собственности
Государственная собственность – это вид собственности, принадлежащей государству и используемой им в целях обеспечения национальных интересов.
Формы государственной собственности могут быть различными: федеральная, региональная, муниципальная и иные, предусмотренные законодательством.
Органы управления государственной собственностью
Управление государственной собственностью осуществляется государственными органами и должностными лицами в соответствии с законодательством.
Федеральным органом по управлению государственной собственностью является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Региональными и муниципальными органами по управлению государственной собственностью являются соответственно органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Механизмы управления государственной собственностью
Основными механизмами управления государственной собственностью являются:
- Формирование и реализация государственной политики в области управления государственной собственностью;
- Определение порядка формирования и использования государственной собственности;
- Разработка и утверждение нормативных правовых актов в области управления государственной собственностью;
- Организация и осуществление контроля за использованием государственной собственности;
- Проведение мероприятий по совершенствованию системы управления государственной собственностью.
Важно отметить, что управление государственной собственностью в России подчиняется сложному правовому регулированию. Обращение к юристам и специалистам в области управления государственной собственностью может быть крайне полезным для достижения эффективного результата.
Защита государственной собственности: меры ответственности
Государственная собственность – это понятие, описывающее все, что находится в собственности государства: территорию, ресурсы, предприятия и иные объекты. Защита государственной собственности – это комплекс мер, направленных на предотвращение незаконного отчуждения и использования имущества государства.
Одной из форм защиты государственной собственности является привлечение к ответственности за незаконные действия в отношении государственной собственности. За нарушение правил пользования государственным имуществом могут быть наложены не только штрафы, но и другие виды ответственности, например, лишение свободы.
Существуют и другие меры защиты государственной собственности, такие как контроль за использованием государственных ресурсов и имущества, мониторинг деятельности предприятий, принадлежащих государству, и т.д. Для успешной защиты государственной собственности необходимо эффективное взаимодействие органов государственной власти и правовых институтов.
В заключение, защита государственной собственности – это серьезный вопрос, требующий внимания и приоритетного решения. Нарушения прав государства могут привести к крупным экономическим потерям, поэтому правильное и своевременное принятие мер в данной области имеет большое значение.
Перспективы развития государственной собственности в России
Государственная собственность является важным инструментом государственного управления экономикой страны. Сегодня в России существует несколько форм государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную.
Однако, существуют и иные формы собственности, которые могут быть включены в систему государственной собственности. Например, совместная государственно-частная собственность может стать эффективным решением для решения проблем в некоторых секторах экономики.
В то же время, регулирование государственной собственности является важной задачей для государства. В России существуют законы и нормативные акты, такие как «Об основах государственной собственности», которые определяют порядок создания, использования и прекращения государственной собственности.
В целом, перспективы развития государственной собственности в России связаны с дальнейшим улучшением законодательства и совершенствованием методов государственного управления экономикой. Важно также продолжать исследования и разработки новых форм государственной собственности, которые могут быть эффективными в тех или иных секторах экономики.
Вопрос 3. Виды государственной собственности. Особенности публичной формы присвоения.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ и МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств.
Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца — народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами.
Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.
Особый случай — АО с чьим либо 100%-ным участием, например, государственные унитарные предприятия в форме АО, которые будут рассмотрены позже.
Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен.
Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка).
Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:
государственная федеральная собственность (собственность Федерации);
государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);
муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.
Исторически формы государственной собственности были порождены
самой необходимостью государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя.
Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д. Это была государственная собственность в ее простом и чистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.
Сегодня государство располагает не только денежными средствами
и имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного рода предприятия, производящие те или иные товары и услуги.
Следовательно, государство представляет собой одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности — суперпредпринимателя.
В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных,
исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.
Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.
По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и
предприятия других секторов народного хозяйства.
Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.
По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.
С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой — эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения.
Государственная собственность включает в себя многообразныеи взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.
Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти
и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;
во-вторых — между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;
в-третьих — между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.
В советской научной и политической литературе государственную собственность в отличие от собственности буржуазных государств, которая подводилась под понятие разновидности частной, принято было считать «общенародной». Тенденция рассматривать государственную собственность как собственность народа особенно характерна для публицистов и популистов.
Между тем независимо от политических деклараций никакое государство не может выражать волю и интересы всего населения. Народ, вследствие прежде всего различий в условиях экономической жизни, дифференцирован на различные социальные классы, группы, которые существенно отличаются друг от друга по положению в системе общественных ценностей и доступа к благам, находящимся в распоряжении государственных органов, чиновников государственного аппарата.
Последние сами становятся первыми претендентами на пользование и даже присвоение объектов государственной собственности.
Кроме того, само государство это особый аппарат, стоящий над народом и имеющий специфические интересы. Поэтому и политика государства, в том числе по отношению к собственности, не может в равной мере отвечать интересам всех и каждого.
Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников.
Следовательно, с точки зрения как социальной структуры общества, так и сущности государства государственная собственность не может иметь общенародный характер. Она выражает отношения, участники которых находятся в неравном положении и в неодинаковой мере удовлетворяют свои потребности путем реального использования имущества, охватывающего объекты собственности государства, это в значительной мере относится и к муниципальной собственности.
Глобальное представление об общенародной собственности весьма
абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника.
Совершенно неясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем
видам совместной собственности, как формулируется механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.
Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, водные ресурсы, воздушное пространство, флору, фауну в виде самостоятельной формы. Эти богатства правильнее назвать общенародным достоянием, поскольку они не включены в экономический оборот, находятся за пределами экономики и экономических отношений, одним из которых является отношение собственности.
Что же касается той части достояния, которая вовлечена в общественное производство, она выступает всегда или изначально как государственная собственность и должна рассматриваться как таковая.
Исключительно важна проблема соотношения государственной и частной собственности, их взаимодействия и преобразования из одной формы в другую. В демократическом государстве ни одно лицо не должно обладать правом всеобщей власти над объектами собственности.
В то же время любой объект собственности должен иметь своего заботливого и ответственного хозяина. Ошибочно изображать государственную собственность в странах западного мира в качестве «разновидности» частной.
Государственная собственность всюду противопоставляется частной и ее особенности в различных странах сводятся главным образом к своеобразию ее конкретно-исторической формы в том или ином государстве.
На Западе, например, государственные предприятия всегда были более самостоятельны, нежели советские. В последние годы российские государственные унитарные предприятия по своим формам стали приближаться к западному типу. Но и те и другие далеко стоят от частной собственности, если не учитывать того факта, что в российской экономике конца 90-х годов проявилась тенденция превращать государственные и муниципальные унитарные предприятия, функционирующие на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, в вотчины директорского корпуса.
При наличии кризисных явлений в экономике положительное влияние на состояние производства может оказать превращение государственных предприятий, особенно мелких и средних, в фирмы, функционирующие на основе подлинной частной собственности, которая создает непосредственную материальную заинтересованность отдельного человека (реального субъекта собственности) в текущих и стратегических результатах предпринимательства и благоприятствует повышению социально-экономической эффективности соответствующих отраслей и сфер.
Однако развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа и каждой отрасли, сферы и региона.
Быстрая и радикальная ликвидация в 30-х годах частной собственности в сельском хозяйстве, промышленных промыслах, розничной торговле в Советском Союзе вызвала глубокие социально-экономические потрясения, резкое падение эффективности экономики, а в конце концов — глубокий хронический кризис всего народного хозяйства.
С другой стороны, наблюдавшееся в начальный период экономических реформ в России искусственное расширение масштабов приватизации привело к резкому сужению границ государственного сектора без соответствующего повышения доходов госбюджета, что явилось в 90-х годах одной из существенных причин финансово-экономического кризиса.
Разгосударствление собственности по своим масштабам и конкретным формам вышло за объективно оправданные пределы и в ряде случаев преждевременно лишило народное хозяйство и экономическую политику государства тех преимуществ, которые присущи государственной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям.
Установление рационального соотношения масштабов государственной федеральной, государственной субфедеральной, муниципальной, частной групповой, частной индивидуальной форм собственности с учетом возможностей их совмещения и преобразования из одной формы в другую представляет важнейшую часть социально-экономической политики государства.