Какая максимальная скорость в городе
Перейти к содержимому

Какая максимальная скорость в городе

  • автор:

50+: все, что нужно знать о новых ограничениях скорости на дорогах

50+: все, что нужно знать о новых ограничениях скорости на дорогах

Четвертый день в Украине действует новое правило: скорость движения автотранспорта в населенных пунктах ограничена 50 километрами в час. В соцсетях автомобилисты живо делятся своим первым опытом. Одни хвастаются, что продолжают “топить” под 80 километров, а полиция на это не реагирует. Другие жалуются, что едут 50 плюс-минут 10 километров, но чувствуют себя “черепахами”. Как на самом деле обстоят дела и почему водителям следует полагаться на самих себя, “КП” в Украине” рассказал известный эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

Превышение до 20 км — только предупреждение

Новые ограничения скорости вступили в действие с 1 января. Они регламентируются постановлением Кабинета министров, а не специальным законом.

— Собственно, это единственное изменение, какое мы имеем на сегодняшний день, — говорит замглавы координационного совета в Общенациональном Форуме безопасности дорожного движения Владимир Караваев. — Штрафы и другие требования остались прежними. В частности, продолжает действовать правило +20. То есть, превышение скорости на 20 километров в час является нарушением, но за это водителю полагается только устное предупреждение. Все, что выше — штраф.

Ограничение скорости до 50 километров действует не только в крупных городах, но и более мелких населенных пунктах, если их название нанесено на белом фоне. Если название села написано на синем, перед вами обычная дорога, сбавлять скорость до 50 км не обязательно. Но быть осмотрительным очень даже нужно. В маленьких

поселках пешеходная часть дороги часто не предусмотрена, люди ходят просто по обочине автомобильной трассы.

Что может полиция… а ничего

Уж так живем: новые ограничения скорости вступили в силу без возможности их контролировать. У полиции просто нет таких приборов. И даже если они чудом возникнут, применять их нельзя, так как приборы для измерения скорости не предусмотрены законом “О Национальной полиции”.

— Определять скорость “на глаз”, преследовать и останавливать нарушителей скоростного режима полиция тоже не может. На такое она полномочна, только если водитель создает аварийную остановку. Но это требует доказательств, в частности, присутствия потерпевших, — отмечает Владимир Караваев.

Если бы депутаты приняли законопроект 7286, полиция получила бы право применять технические средства фиксации правонарушений. Тогда можно было бы стряхнуть пыль с порядка 170 Трукамов (лазерный измеритель скорости), оставшихся от ГАИ.

Но… снова “но”: срок сертификации Трукамов истек. Нужно проводить метрологию, другие процедуры, чтобы получить новые сертификаты. А это средства, не предусмотренные в бюджете. Что говорить, если даже на внедрение автоматической фиксации правонарушений, о которой так много говорили Аваков и компания, выделено менее 5% от необходимой суммы.

Да и законопроект 7286 не внесен в порядок дня на ближайшую сессию Рады. Помимо технических средств, он предусматривает “презумпцию правоты полиции”, а эта тема сто раз раскритикована теми же депутатами.

— Так что контролируйте свою скорость сами, — резюмирует Владимир Караваев.

Ради инстинкта самосохранения

Чтобы мысли не закралось: последнее утверждение не содержит и капли иронии. Водители действительно должны сами контролировать себя — это вопрос не только безопасности окружающих, но и инстинкта самосохранения. У кого он угас — надо возрождать.

Пешеход — он ведь тоже бывает безответственным и лениться искать официальный переход.

— Если человек внезапно выскочил на дорогу и попал под колеса авто, судья будет взвешивать все обстоятельства. В том числе, поведение водителя, — отмечает эксперт. — Если водитель двигался в городе со скоростью 50 километров, то есть, без нарушений, то за ним с большой вероятностью не признают вины.

Но если есть превышение, даже на полуразрешенные 20 км, эксперт может сделать заключение, что ДТП произошло по вине водителя. Двигайся он с меньшей скоростью, то успел бы вовремя среагировать на нештатную ситуацию.

Точно так же превышение скорости сыграет свою негативную роль при ДТП с автомобилями.

— В каждом случае, превышая скорость, водитель берет на себя дополнительную ответственность, которая может обернуться против него, — акцентирует эксперт по безопасности дорожного движения.

Какая максимальная скорость движения разрешена в городе?

Вопросы о скоростном режиме, наверное, одни из самых актуальных со времен появления автомобиля. При этом ситуация порой видится простой: какие параметры отражены на дорожном знаке, с такой скоростью и можно ездить, в том числе и по городу. Вот только знаки не всегда есть в наличии, скорость может устанавливаться для вашего транспорта индивидуально, даже при наличии знаков, а есть зоны, где нельзя плестись более 20 км/ч и без каких-либо оповещений. Давайте разбираться.

Какая максимальная скорость в городе?

Разумеется, та, что зафиксирована на специальных дорожных знаках. Однако есть и значения, действующие по умолчанию (если знаки отсутствуют).

Пункт 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ), устанавливает максимальную скорость в населенных пунктах – не более 60 км/ч.

Можно ли устанавливать скорость выше 60 км/ч?

Примечание к п. 10.2 ПДД РФ позволяет местным властям увеличивать этот параметр, если конкретное место позволяет подобные условия. При сохранении безопасности движения, но не выше, чем предполагается для каждого вида транспорта в условиях автомагистрали.

Напомним, что эти нормы в соответствии с пунктом 10.3 ПДД РФ таковы:

  • Грузовики до 3,5 т. (разрешенная максимальная масса), легковушки и мотоциклы – до 110 км/ч.
  • Все типы автобусов, легковых а/м с прицепами, грузовики свыше 3,5 т – до 90 км/ч.
  • Транспорту, перевозящему детей (организованными группами), и грузовикам, перевозящим людей – до 60 км/ч.

Примечание к данной статье дает возможность увеличивать максимальные величины до 130 км/ч, однако к рассматриваемой ситуации это не имеет отношения.

Может ли скорость по городу быть менее 60 км/ч?

В правилах нет прямого указания на такой факт, но отсутствует и запрет снижать максимально допустимую скорость езды на отдельных участках в городской черте. Более того, из юридической логики ПДД и других профильных НПА вытекает подобная возможность.

При этом такие ограничения должны быть четко обозначены знаками, иначе в населенных пунктах будет действовать правило по умолчанию – до 60 км/ч.

С одной стороны, статья не дает конкретных параметров действий, но с другой, позволяет в случае – не дай Бог! – аварии, к примеру, во время тумана, заявлять о несоблюдении водителем правил, а значит о его виновности в ДТП.

С какой скоростью можно ехать в жилой зоне и во дворах?

На первый взгляд и здесь все просто: пункт 10.2 ПДД РФ четко устанавливает ограничение скорости движения в таких местах до 20 км/ч. Относится это к трем территориям:

  • Жилая зона.
  • Велосипедная зона.
  • Дворовые территории.

Что же это за территории? С двумя первыми все довольно ясно. Жилая зона – это некая зона, начало которой обозначено знаком 5.21, а окончание 5.22. Велосипедная – аналогично, но знаками 5.33.1 и 5.34.1 соответственно. То есть и жилая, и велосипедная зоны четко обозначены знаками, и при их отсутствии речи об ограничениях не идет, если зона не является дворовой территорией.

И здесь начинаются сюрпризы. Единственное правило дорожного движения, хоть как-то упоминающее дворовые территории – это п.17.4 ПДД РФ, гласящий, что на дворы распространяются те же правила, что и на жилую зону. То есть что делать во дворах – ясно, не очень понятно, что считать дворами.

При этом неопределенность в этом плане по факту компенсируется нечастым контролем скоростного режима во дворах. А сама обстановка вряд ли располагает к движению свыше 20 км/ч.

Знаки, регулирующие скорость в населенном пункте

Так как речь идет о специфических зонах ограничения скорости, начнем с обозначения этих территорий/ мест.

Стоит помнить, что существуют и другие знаки, отмечающие начало и конец населенного пункта – это знаки на синем фоне 5.25 Знак 5.25 - Начало населенного пункта(начало) и 5.26 Знак 5.26 - Конец населенного пункта(конец).

Если знаки начала / конца населенного пункта изображены на синем фоне, то правила п. 10.2 ППД РФ на зону между ними не распространяются, и ограничения скорости не применяются.

Теперь непосредственно о дорожных знаках, регулирующих скоростной режим. Основные:

Изображение Наименование Номер знака
Знак 3.24 - Ограничение максимальной скорости Ограничение скорости 3.24
Знак 3.25 - Конец ограничения максимальной скорости Конец ограничения 3.25
Знак 3.31 - Конец всех ограничений Конец всех ограничений 3.31

Например, если в населенном пункте стоит знак 90 км/ч, а в каком-то месте он прекращается знаком 3.25 и новых ограничений не указано, то далее действуют нормы п. 10.2 ППД, т.е. ограничения до 60 км/ч.

Еще знаки, так или иначе относящиеся к скоростному режиму в населенном пункте:

Изображение Наименование Номер знака
Знак 4.6 - Минимально допустимая скорость Минимально допустимая скорость 4.6
Знак 4.7 - Конец ограничения минимальной скорости Конец ограничения минимальной скорости 4.7
Знак 6.2 - Рекомендуемая скорость Рекомендуемая скорость 6.2
Знак 5.31 - Зона с ограничением скорости Зона с ограничением скорости 5.31
Знак 5.32 - Конец зоны с ограничением скорости Конец зоны с ограничением скорости 5.32
Знак 5.15.8 - Число полос На знаках, обозначающих полосы, могут быть указаны ограничения, которые необходимо соблюдать 5.15.8

На сколько можно превышать максимально допустимую скорость?

Разговор о возможном сокращении допустимого превышения идет очень давно, однако на момент публикации пока нет законодательных изменений в этом вопросе – первый штраф, согласно КоАП РФ, начинается с превышения на 20 км/ч. Это не значит, что так будет всегда. Шанс, что допуск сократят, достаточно велик, но пока этого не произошло. Все детали можно узнать из этой статьи.

Теперь представьте, скоростное ограничение в 60 км/ч, при котором Вы перемещаетесь 80 км/ч в надежде на 20-киллометровый допуск. Но приборы имеют допуск в обе стороны. С чего бы ему зафиксировать 80-20=60 км/ч, когда он вполне может определить 80 + 20 = 100 км/ч. А это уже превышение на 40 км/ч.

Размер штрафа за превышение скоростного режима

Санкции за превышение скорости установлены в ст. 12.9 КоАП РФ. На данный момент это:

  • Если ехать от 20 до 40 км/ч – 500 рублей.
  • От 40 до 60 км/ч – за первое нарушение 1000-1500 рублей, за повторное – 2000 – 2500 рублей.
  • От 60 до 80 км/ч – за первое 2000 – 2500 рублей или лишение прав до полугода. За повторное – лишение на 1 год.
  • Свыше 80 км/ч – за первое 5000 рублей или лишение на полгода, за повторное – лишение на 1 год.

Обратите внимание, что нарушения, предполагающие лишение прав, но зафиксированные с помощью видеокамер, предполагают исключительно штраф. Сколько? В случае повторных нарушений с превышением 60-80 и свыше 80 километров в час, штраф составит 5000 рублей.

Подытожим. Максимальная скорость машины в городе ограничена действиями специальных знаков. Если знаков нет, то в городской черте это 60 км/ч, либо максимальная скорость, предполагаемая конкретным транспортным средством, если она менее 60 км/ч. Отдельно регулируется скорость движения во дворах, жилых и велосипедных зонах. В этих местах нельзя перемещаться быстрее 20 км/ч.

Какая максимальная скорость в городе

ПДД РФ, 10. Скорость движения

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 04.12.2018 N 1478)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.

(примечание в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)

(см. текст в предыдущей редакции)

автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, — не более 90 км/ч, другим автобусам — не более 70 км/ч;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч;

автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 24.01.2001 N 67.

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.

(примечание введено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)

10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.

Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 10.4 введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;

превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

<*> Сноска исключена с 1 июля 2008 года. — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.

12. Скорость движения

12.1. При выборе в установленных пределах без­опасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им.

Выбор водителем безопасной скорости движения транспортного средства является основой создания безопасных условий движения этого транспортного средства. При выборе безопасной скорости движения на водителя возлагается ответственность, которая обязывает его контролировать дорожную обстановку, особенности перевозки грузов и пассажиров, а также исправность транспортного средства. Следует помнить, что существует несколько видов ограничения скоростного режима движения транспортных средств: установленные максимальные скорости движения и дополнительные ограничения в скорости при движении.

Так, первый вид устанавливает максимально допустимые скорости движения на определенных участках дорог или на территориях (населенный пункт, дорога для автомобилей, автомагистраль и т. д.), а также для отдельных категорий транспортных средств (изложенных в пунктах 12.4,12.5, 12.6, 12.7 данных Правил), движение с большей скоростью, чем та которая установлена может спровоцировать возникновение дорожно-транспортного происшествия. Такое движение контролируется сотрудниками полиции, которые в случае, если водитель превысил установленную скорость движения менее чем на 20 км/ч могут провести с ним беседу о возможных последствиях, связанных с таким превышением, или в случаях, если водитель превысил скорость больше чем на 20 км/ч (см. ст. 122 ч.1 КУоАП), а также больше чем на 50 км/ч (см. ст. 122 ч.3 КУоАП) составить протокол об административном правонарушении.

Второй вид ограничения связан с опасностью движения на отдельных участках проезжей части и зачастую обозначается специальными дорожными знаками:

3.29 «Ограничение максимальной скорости» и 3.31 «Зона ограничения максимальной скорости». Превышать скорости, указанные на знаках, категорически запрещено Правилами дорожного движения, поэтому тем же Кодексом об Административных правонарушений (ст. 122 ч. 1) предусмотрены штрафные санкции за нарушение требований дорожных знаков и дорожной разметки.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водители и другие участники дорожного движения, находясь на проезжей части, могут стать участниками ДТП, поэтому им предписан ряд мер, которые они обязаны соблюдать, чтобы избежать вероятности его возникновения.
Так, водители обязаны, двигаясь как можно ближе к правому краю проезжей части, поддерживать такую скорость движения, при которой они способны остановить свое транспортное средство без столкновения с внезапно возникшим перед транспортным средством препятствием.
Другие участники дорожного движения, находящиеся в пределах проезжей части или рядом с ней, обязаны обозначить себя специальными светоотражающими элементами, а свои транспортные средства фонарями: сзади красного, спереди белого, а сбоку оранжевого цвета.

ПДД: в случае возникновения опасности для движения

Дорожно-транспортная обстановка в процессе передвижения участников дорожного движения постоянно изменяется, поэтому с целью повышения безопасности дорожного движения Правилами предусмотрено требование о незамедлительном снижении скорости движения транспортного средства вплоть до полной его остановки. Если водитель осознает, что снижение скорости не улучшит дорожно-транспортную обстановку, ему разрешено совершить дополнительный маневр — объезд препятствия, с соблюдением мер безопасности.
В случае возникновения препятствия или опасности для движения не рекомендуется увеличение скорости транспортного средства, поскольку такие меры могут усугубить возникшую ситуацию.

12.4. В населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 50 км/ч.

ПДД: движение ТС в населенных пунктах

В населенных пунктах организовано интенсивное дорожное движение, что требует повышенного внимания к обеспечению безопасности на проезжей части, поэтому в таких местах на всех участках дорог (кроме жилых зон и территорий предприятий) установлено максимально допустимое ограничение скорости движения в 50 км/ч. Данное ограничение установленной максимальной скорости движения вводится знаком 5.49 «Начало населенного пункта» и отменяется знаком 5.50 «Конец населенного пункта». Если начало населенного пункта обозначено знаком 5.51, то порядок движения определяется требованиями пункта 12.6 данных Правил, а правила остановки и стоянки в населенном пункте не действуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *