Технология Face Pay: настройка оплаты входа в метро Москвы по биометрии
В 1935 году, когда только заработал московский метрополитен, проезд стоил 50 копеек. Потом, в течении года он подешевел дважды, и цена первый раз поднялась только с началом Великой Отечественной Войны. После денежной реформы в 1961 году, стоимость проезда в московском метрополитене составила 5 копеек. Потом были жетоны, магнитные карты, карта «Тройка» с 2013 года и банковские карты. Всё это объединяло одно — всегда нужно было что-то иметь в руке. В октябре, 2021 года появилась технология, не требующая для входа в метро ничего, кроме нас самих. Эта технология называется Face Pay.
Что это за технология и как это работает?
В наше странное время, когда каждое прикосновение к поверхностям вызывает сложное ощущение, очень важно иметь возможность войти в общественный транспорт вообще ни к чему не прикасаясь. Технология Face Pay позволяет это сделать без каких-либо хитростей:
- Вы подходите к проходному турникету, где на черном стикере, на полу, указано «оплата по биометрии».
- Даёте сканеру распознать ваше лицо, сдвигаете маску немного вниз и дожидаетесь зеленого сигнала.
- Деньги списываются с привязанной карты, а вы проходите в метрополитен.
Технология Face Pay основывается на системе распознавания лиц, которая была запущена в московском метрополитене в сентябре 2020 года. За это время удалось найти:
- 2500+ людей, находящихся в федеральном розыске;
- более 200 людей, пропавших без вести;
- 50 пропавших детей.
Как показывает практика, сканер хорошо распознаёт нас и в маске, если не получится с первой попытки — попробуйте её немного опустить.
Как подключить?
Чтобы попробовать Face Pay в действии, не нужно ничего особенного. Достаточно иметь смартфон и установить на него приложение Метро Москвы. В этом приложении вы делаете селфи, которое превращается в биометрический ключ, хранящийся на хорошо защищенных серверах. Превратить ключ обратно в фотографию невозможно. При обработке фотография разбивается на миллион точек, чтобы вас можно было узнать в маске, шляпе, в очках и остальных аксессуарах. Далее вы привязываете свою банковскую карту, на которой есть достаточная сумма, и всё начинает работать.
- Скачайте приложение Метро Москвы из Play Market или App Store.
- Зайдите в кабинет и авторизуйтесь в своём профиле (если его нет, то нужна регистрация).
Обработка занимает несколько секунд, но многое зависит от текущей нагрузки на серверах. Поэтому лучше залить фото за несколько часов до поездки, чтобы к ее началу данные уже точно были в системе.
Может ли система пропустить человека, использовавшего мою фотографию?
Идентификация лица происходит с точностью 95%, а не 100%. Если добиваться 100% идентификации, тогда процесс занимает очень много времени. А 95% достаточно для того, чтобы не пропустить ненужного человека. Если вы вдруг опасаетесь, что какой-нибудь гражданин возьмёт вашу фотографию, покажет её в камеру и с вас снимут деньги — это совершенно напрасно. В Face Pay используется дополнительная функция «Lifeness». Она определяет, насколько лицо естественно двигается. Если это статичное изображение, то ничего не получится, деньги с вас не снимут.
Как работает система оплаты проезда Face Pay?
Тестирование системы оплаты проезда Face Pay запустили еще на пяти линиях столичного метрополитена. Об этом 13 сентября сообщили в официальном Telegram-канале Департамента транспорта Москвы.
Отныне система оплаты с помощью распознавания лиц через камеры на турникете тестируется на девяти линиях городского метрополитена.
Ранее столичный градоначальник Сергей Собянин сообщал, что система Face Pay появится на каждой станции Московского метрополитена с 15 октября.
На каких линиях метро теперь тестируют систему оплаты Face Pay?
Отныне тестирование системы оплаты с помощью распознавания лиц работает на следующих линиях столичного метро:
Ранее тестирование было запущено на следующих ветках метро:
По какому принципу работает система Face Pay?
Для того чтобы начать оплачивать товары и услуги с помощью системы Face Pay, необходимо обратиться в свой банк и сдать биометрические данные. Также клиенту потребуется привязать к данным банковскую карту, которой будет осуществляться оплата.
Для оплаты поездки в столичном метро необходимо установить тестовую версию мобильного приложения «Метро Москвы». В нем пассажир сможет загрузить фотографию своего лица в разделе «Face Pay», а также привязать банковскую карту для оплаты проезда. Для использования подходит дебетовая или кредитная карта любого банка. Оплата проезда осуществляется согласно действующему тарифу банковской карты.
Спустившись в метро, пассажиру необходимо подойти к турникету, перед которым на полу есть черный круглый стикер. После того как человек посмотрит в камеру на турникете, он откроется в течение одной-двух секунд. Деньги за проезд спишутся с привязанной банковской карты.
Как принять участие в тестировании системы Face Pay в метро Москвы?
Поскольку система Face Pay в столичном метро все еще проходит тестирование, пока оплатить проезд с помощью фотографии можно только в заявительном порядке. Для этого нужно заполнить специальную форму. Ответ на заявку с инструкцией и ссылкой на скачивание приложения придет в течение семи дней.
Что такое система Face Pay в метро и как она работает
Совсем недавно для прохода в метро надо было приобрести металлический жетон и опустить его в приемник. Потом появились бумажные билеты с магнитной полосой, затем — банковские карточки с микрочипами. Сегодня с помощью Face Pay можно пройти через турникет просто посмотрев в камеру. Как работает система и будет ли она применяться повсеместно, разбирается «ФедералПресс».
Что такое Face Pay?
В сентябре 2019 года в экспериментальном режиме на станции метро «Сухаревская» заработала система «оплаты лицом», разработанная принадлежавшей Сберу компанией VisionLabs. Люди подходили к турникету, просто смотрели в камеру, двери распахивались и пассажиры свободно спускались в «подземку». Так началась эпоха Face Pay.
На сегодняшний день система работает на всех станциях московского метрополитена. Популярности нововведения удивился даже Сергей Собянин: «Мы думали, что никто не будет записываться, кому охота себя фотографировать, заводить в систему свои данные, привязывать банковский счёт – это же с ума сойти. 15 тысяч за несколько недель записались», – заявил Собянин.
Face Pay (правильно будет не «оплата лицом», а «личная, персональная оплата») – платежная система, работающая на биометрической идентификации плательщика. Технология успешно опробована в московском метро и готова к тиражированию в других областях. По сути, это способ полностью бесконтактной оплаты проезда, без использования смартфона или банковской карты, без прикосновения к каким-либо поверхностям или приемникам.
Что нужно для подключения к Face Pay
Конечно, одного взгляда для оплаты не достаточно – «за красивые глаза» в метро не пустят. Чтобы воспользоваться услугой, надо привязать свое лицо к банковской карте или «тройке».
- Подключение к системе Face Pay производится через мобильное приложение «Метро Москвы»
- Оно доступно в App Store и Google Play
- В разделе Face Pay загружается фотография своего лица
- Она будет храниться в базе данных сервиса
- Фото можно сделать прямо на телефон
- Главное, что оно было светлым, четким, и лицо не было ничем закрыто, в противном случае система не сможет его распознать.
- В том же приложении привязывается банковская карта или карта «Тройка» для оплаты проезда
- После совершения этих действий можно оплачивать проезд в метро по биометрии
Почему именно метро стало полигоном для введения бесконтактной оплаты, рассказал руководитель аналитического центра компании «Zecurion» Владимир Ульянов: «Пока биометрическая система внедрена в метрополитене, поскольку там минимальные риски и очень большой поток. Если для конкретного человека система не сработает, он может пройти по банковской карте — это не критичная ситуация. Но если система работает в масштабе метро без ошибок, ее можно внедрять в более мелких, но важных отраслях».
Как это работает?
Однако биометрическая система, основанная на анализе изображения с помощью ИИ, разрабатывалась не только для бесконтактной оплаты проезда, считает эксперт. «Будущее системы в более широком распространении. Биометрические камеры можно вводить на любом транспорте, в любой процедуре, связанной с персонификацией и оплатой. Это вопрос времени. Только делать это надо не принудительно. Надо показать людям преимущества и удобства системы и дать способы минимизации риска», – пояснил Владимир Ульянов.
Название Face Pay, как и сама технология, похоже на другую разработку — Face ID. Система Apple была создана для разблокировки гаджета одним взглядом, впоследствии стала применяться и на Android. Камера распознает человека, устройство сверяет лицо с загруженной в систему фотографией и принимает решение о допуске. Механизм Face Pay работает точно также.
Схема строится на модели с различными точками, обозначающими мышцы лица – «скелет» для различия движений и эмоций. У каждого человека свои параметры, встроенный механизм способен различать мельчайшие детали. Дополнительно к контору идет сверка расположения капилляров на лице, что повышает надежность распознавания личности. Далее вступает искусственный интеллект. Он сравнивает полученное изображение с базой данной, и в случае обнаружения фотографии, схожей с картинкой на камере, проводит аутентификацию пользователя. А к фотографии в базе данных подключена система оплаты, с которой и списывают деньги за проход в метро.
Такая, казалось бы, простая и логичная схема выполняется очень высокотехнологичной системой на основе искусственного интеллекта. Плюсы очевидны: это и скорость применения – система распознает лицо и одобряет проход за секунды при высокой точности распознавания, и невозможность кражи – кошелек, смартфон или «тройку» могут украсть, с лицом это практически невозможно, да и вероятность забыть лицо дома исключена.
Будущее биометрии
Несмотря на очевидные удобства и минимальные риски кражи, к биометрической системе люди испытывают недоверие. В июле 2021 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты» провели опрос об отношении россиян к искусственному интеллекту. Согласно опубликованным данным, 48 % опрошенных доверяют технологиям искусственного интеллекта. 42 % не доверяют, 10 % затруднились ответить. В развитии искусственного интеллекта граждан беспокоит сохранность данных о кредитах, страховках, семейном положении и месте работы.
Эксперт считает, что риски использования биометрической системы возможны, но пока слабо реализуемы.
«Сама система анализа биометрии достаточно надежная, но не все можно предусмотреть. Всегда существует риск утечки информации. Если мы говорим о банковской карте или потерянном документы, они могут быть быстро аннулированы и заменены новыми, а что делать с утечкой биометрических данных пока не понятно. Потому люди с осторожность смотрят на эту систему. Кибербезопасность это всегда баланс между удобством и принятием риска», – пояснил Ульянов.
Наука не стоит на месте, и биометрические системы будут все больше проникать в нашу жизнь. В этом есть и свои плюсы, и риски, а решение об использовании таких технологий должно оставаться за человеком. «Пользователь принимает решение сделать свою жизнь более удобной и технологичной, понимая при этом, что может реализоваться риск, например, с утечкой его персональных данных. С другой стороны, риски системы Face Pay на сегодняшний день преувеличены. Во-первых, получить доступ «к лицу» можно через камеры наблюдения, скачав фотографию из интернета, не только через базу камер в метро. Во-вторых, непонятно, как можно воспользоваться полученной информацией. Но мы не знаем, что будет через несколько нет, как будут развиваться технологии. Если все финансовые операции будут завязаны на биометрии, человек, конечно, может столкнуться с утечкой собственных средств», – заключил Владимир Ульянов.
Фото: Комсомольская правда / Global Look Press / globallookpress.com
Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».