Как гражданке рф перевести пенсию из таджикистана
Перейти к содержимому

Как гражданке рф перевести пенсию из таджикистана

  • автор:

Поменялись правила назначения страховых пенсий переселенцам

Россия вышла из Соглашения СНГ о пенсионном обеспечении. С 2023 г. применяется Соглашение о пенсиях Евразийского экономического союза. Разбираемся, как при переезде будут выплачиваться пенсии гражданам России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины

Поменялись правила назначения страховых пенсий переселенцам

Назначение пенсий по Соглашению СНГ

13 марта 1992 г. страны Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее по тексту – Соглашение СНГ). Его участниками являлись Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

Соглашение было заключено для того, чтобы после развала СССР сохранить пенсионные права граждан, которые они получили в советское время. А также для учета трудового стажа, приобретенного на территории этих стран, с целью установления права граждан на пенсию. Независимо от того, в какой из стран – участниц Соглашения СНГ были уплачены страховые платежи, в случае переезда гражданина на постоянное место жительства в одну из этих стран пенсия ему выплачивалась за счет средств бюджета страны проживания.

Например, до 1992 г. гражданин Казахстана работал на территории Казахстанской ССР. После 1992 г. он продолжил трудиться в Казахстане и уплачивал в Накопительный пенсионный фонд страховые взносы на пенсионное обеспечение. В случае его переезда в Россию и обращения в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении пенсии выплаты поступали бы из бюджета ПФР. При этом Россия не требовала бы компенсации с Казахстана за выплату пенсии гражданину.

Россия отказалась от Соглашения СНГ, но граждане будут получать свои пенсии

Страны – участницы Соглашения СНГ за 30 лет его существования отказались от государственной системы пенсионного обеспечения и перешли на формирование пенсий на основе уплаченных страховых взносов (социальных взносов) на обязательное пенсионное страхование. Соглашение СНГ себя изжило и не позволяло гражданам полностью реализовывать пенсионные права.

В 2022 г. Россия вышла из Соглашения СНГ 1 . С 1 января 2023 г. оно не распространяется на отношения нашей страны с другими странами-участницами. Но это не значит, что гражданам перестанут выплачивать пенсии.

Прекращение действия международного договора освобождает Россию от обязательства выполнять его в дальнейшем и не влияет на ее права, обязательства и юридическое положение, возникшие до его прекращения. Но только если договором не предусматривается иное и не имеется иной договоренности с другими его участниками (ст. 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ). А в ст. 13 Соглашения СНГ указано, что пенсионные права граждан не теряют своей силы в случае выхода из него государства-участника, на территории которого они проживают.

То есть пенсии, назначенные до 1 января 2023 г., не подлежат пересмотру. Россия продолжит их выплату даже после отказа от Соглашения СНГ.

Новое соглашение – новые правила выплаты пенсий

Взамен Соглашения СНГ между Россией и Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой заключено Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (далее по тексту – Соглашение о пенсиях ЕАЭС) 2 .

В ст. 12 Соглашения о пенсиях ЕАЭС указано, как должны назначаться и выплачиваться пенсии:

  • если стаж работы приобретен до 1 января 2021 г., пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Соглашением СНГ (для отношений России, Казахстана, Армении и Киргизии) либо Договором от 24 января 2006 г. о сотрудничестве в области социального обеспечения (для отношений России и Белоруссии);
  • если стаж работы приобретен после 1 января 2021 г., пенсия назначается и выплачивается государством – членом ЕАЭС, на территории которого гражданин приобрел трудовой стаж.

Если гражданин начал получать пенсию в одной из стран – участниц Соглашения о пенсиях ЕАЭС, а затем переехал в другую страну-участницу, то производится пересмотр размера пенсии с применением ст. 12 Соглашения о пенсиях ЕАЭС. Пенсия, назначенная с 2021 г., не пересматривается.

Если гражданин переехал в Россию из Армении, Казахстана, Киргизии или Белоруссии, при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера применяется Соглашение СНГ, но только для периода до 2021 г.

Если гражданин прибыл на постоянное место жительства в Россию из Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана или Украины, то при получении вида на жительство или гражданства РФ его пенсионное обеспечение будет осуществляться по российским законам. Учтут стаж за период до 1 января 1991 г., приобретенный на территориях бывших советских республик.

Если в другие страны переселяются пенсионеры – граждане РФ, то пенсии им станут выплачивать согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1386. Это значит, что пенсия будет назначена с учетом норм российского законодательства. И неважно, где будет жить пенсионер. Получать пенсию он будет так же, как если бы проживал в России.

Резюмируем:

20 января 2019 г. – подписано Соглашение о пенсиях ЕАЭС.

21 октября 2019 г. – ратифицировано Соглашение о пенсиях ЕАЭС.

1 января 2021 г. – все страны – участницы ЕАЭС ратифицировали Соглашение о пенсиях ЕАЭС, и оно вступило в силу.

11 июня 2022 г. – Россия вышла из Соглашения СНГ. Но возникшие по этому соглашению пенсионные права граждан государств – участников СНГ не теряют своей силы.

1 января 2023 г. – Соглашение СНГ прекратило свое действие. Применяется Соглашение о пенсиях ЕАЭС.

В ст. 12 Соглашения о пенсиях ЕАЭС указано, как назначаются и выплачиваются пенсии по новым правилам.

Учет стажа работы в России с 1 января 2023 г.

1. По Соглашению СНГ:

  • стаж до 1992 г. на территории СССР учитывается, если он документально подтвержден (трудовая книжка, трудовой договор и т.д.);
  • стаж с 1992 г. до момента начала формирования пенсионных взносов в стране – участнице Соглашения СНГ учитывается, если он документально подтвержден (трудовая книжка, трудовой договор и т.д.);
  • стаж с момента начала формирования пенсионных взносов в стране – участнице Соглашения СНГ до 31 декабря 2022 г. учитывается, если он документально подтвержден (трудовая книжка, трудовой договор и т.д.), а также если подтверждена уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение (например, в Пенсионный фонд РФ).

2. По Соглашению о пенсиях ЕАЭС:

  • учитывается стаж после 1 января 2023 г. Пенсионные выплаты будут производиться из пенсионного органа, куда внесены пенсионные накопления.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.

1 Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств ­– участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

2 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 354-ФЗ «О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза».

Россия вышла из соглашения о пенсиях в СНГ. Как теперь таджикские мигранты смогут получать пенсию в РФ?

Иллюстративное фото
Фото: РБК

С 1 января 2023 года прекратилось действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Соглашение о гарантиях пенсионных прав предполагал, что пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства. При этом учитываются весь трудовой стаж и заработок, приобретённые на территории СССР до 1992 года, а также на территории стран-участниц с 1992 года.

В Таджикистане в 2023 году заработная плата, пенсии и стипендии увеличатся на 20-25%

Теперь же это соглашение аннулировано, страны СНГ разрабатывают свои двусторонние соглашения по этому вопросу.

Таджикистан и Россия в 2022 году ратифицировали Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который был подписан в Душанбе 15 сентября 2021 года после более чем семилетнего обсуждения и семи раундов переговоров.

О том, что Россия аннулирует этот закон ии с 1 янгваря он перестанет действовать, стало известно еще в мае прошлого года. Мы решили ещё раз рассказать о том, кто из мигрантов теперь имеет право на пенсию, куда надо обращаться и каким будет её размер…

Что должны делать таджикские мигранты, чтобы получать пенсию в России?

Если мигрант платит только за патент для работы в России, это не значит, что в будущем он сможет получать там пенсию.

Наряду с патентом мигрант должен заключить трудовой договор с работодателем, зарегистрироваться в Фонде социальной защиты России (социальное страхование), а также ежемесячно напрямую или через работодателя выплачивать социальные налоги в бюджет России.

Каким будет размер пенсий у таджикских мигрантов?

Размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченного социального налога и трудового стажа.

То есть, чем больше у мигранта срок трудового стажа и чем больше социальных налогов он платит в государственный бюджет РФ, тем выше будет размер его пенсии.

Когда мигранты могут встать на учет для получения пенсии?

Парламенты Таджикистана и России утвердили соглашение, а это значит, что теперь мигранты смогут зарегистрироваться в Фонде социальной защиты России.

Имеют ли право работающие в Таджикистане граждане России на получение пенсии здесь?

Согласно договору, работающим в Таджикистане гражданам России, у которых есть социальное страхование, Таджикистан выплачивает пенсию.

В каких странах бывшего СССР самые высокие и низкие пенсии?

Для этого гражданин России должен зарегистрироваться в Фонде социальной защиты Таджикистана и платить социальные налоги.

Кто будет контролировать количество таджикских пенсионеров в России и назначение им пенсии?

Расходы и численность таких пенсионеров в России будет контролировать Таджикистан.

В дальнейшем предполагается создание в Таджикистане управления или департамента по контролю за количеством и расходами пенсий мигрантов в РФ, которое будет регулировать численность пенсионеров там и следить за их пенсионными выплатами.

Если гражданин имеет стаж работы в обеих странах, но этого недостаточно для выхода на пенсию, при выходе на пенсию учитывается стаж работы в другой стране?

Да, гражданин волен сам решать, как ему будет выплачиваться пенсия. По достижении пенсионного возраста он может обратиться в соответствующие органы России или Таджикистана.

Власти обеих стран, принимая во внимание его выслугу лет и налоги, уплаченные в бюджеты друг друга, выведут его полный рабочий стаж и назначают ему пенсию.

Гражданин вышел на пенсию в России, но и в Таджикистане имеет стаж работы. Как в этой стране будут учитываться уплаченные им социальные налоги в Таджикистане?

Если гражданин работал и в Таджикистане, и в России, об этом стороны договорились, что исходя из стажа в России и уплаты им социальных налогов в бюджет, пенсия ему будет назначаться Россией.

По стажу работы в Таджикистане его пенсия определяется Таджикистаном. И гражданин волен сам решать, в какой стране ему жить.

Если живет в России, Таджикистан переводит его пенсию в эту страну, а если живет в Таджикистане, Россия переводит его пенсию в Таджикистан.

Если мигрант после выхода на пенсию захочет жить в третьей стране, он будет получать пенсию?

Если после выхода на пенсию работник решит переехать в третью страну, то есть, не в Россию и не в Таджикистан, он все равно будет получать пенсию. Расчеты будут производиться страной, в которой он официально работал и вышел на пенсию.

В России увеличат прожиточный минимум, пенсии и МРОТ на 10%

То есть, основу будущей пенсии будут составлять те же страховые взносы, которые работодатель платит за работника.

Если трудовой мигрант работает в России неофициально, не состоит на учете в Фонде социальной защиты и не платит налоги, будет ли он получать пенсию в Таджикистане?

Да, пенсию ему платит Таджикистан. В Таджикистане те, кто официально не работает в стране, получают социальную пенсию в размере 187 сомони.

В России он получать пенсию не будет.

Какой возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин в России и Таджикистане?

В Российской Федерации возраст выхода на пенсию в настоящее время составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. В Таджикистане пенсионный возраст составляет 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Какой сейчас размер минимальной пенсии в России?

Минимальная пенсия в России рассчитывается исходя из прожиточного минимума для российских пенсионеров. В каждом регионе РФ свои размеры заработной платы.

В целом минимальная пенсия в России составляет чуть больше 10 тысяч рублей.

Средний размер пенсий в Таджикистане составляет попчти 349 сомони. По регионам размер средней пенсии составляет:

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию из государств — участников СНГ

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, регламентируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным 13.03.1992, соглашением с Республикой Молдова от 10 февраля 1995, соглашением с Грузией от 16.05.1997, соглашением с Литовской Республикой от 29.06.1999.

Пенсионное обеспечение граждан государств — участников этих Соглашений и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Одним из основных условий при обращении за установлением пенсии гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения, является наличие Российского гражданства либо вида на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства.

Для того, чтобы установить пенсию по новому месту жительства лицам, прибывшим из государств СНГ так же необходимо предоставить пенсионное дело с отметкой о дате прекращения выплаты пенсии или соответствующую справку органа осуществляющего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

Эти документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются с переводом, если верность их перевода засвидетельствована нотариально.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а так же порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, гражданам, прибывшим из стран СНГ, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

После вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы по найму с 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо на социальное страхование должен быть подтвержден справкой компетентных органов названного государства.

Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах — участниках Соглашения до 1 января 2002 года.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран СНГ исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой стаж до 1 января 2002 года по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными органами.

Заработок, полученный в государствах СНГ, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях.

Перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Что касается сроков установления пенсий при переселении граждан, прибывших из стран СНГ в Российскую Федерацию необходимо отметить следующее.

При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств — участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения её выплаты по прежнему месту жительства. Но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем при наличии права на пенсию того же вида по законодательству России.

При обращении за пенсией впервые она назначается в сроки, установленные в соответствии с требованиями Российского законодательства, но не ранее даты регистрации по месту жительства.

Информация по реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Российской Федерации (в том числе на территории бывшей РСФСР), требуемого для приобретения права на пенсию недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики[3], а также третьего государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж. Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется по законодательству Российской Федерации.

При этом, в случае определения права на пенсию с учетом суммирования стажа, страховой стаж, совпадающий по времени его приобретения, не учитывается (пункт 5 статьи 9 Договора).

При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента[4] определяется за периоды стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР. Если величина ИПК не достигает требуемого показателя[5], то дополнительно учитывается величина ИПК, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и бывшей ТССР, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

При определении права на пенсию по законодательству одной из Договаривающихся Сторон в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству другой Договаривающейся Стороны, не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших РСФСР и ТССР, имевших место до 1 января 1991 года.

В Российской Федерации при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 400-ФЗ, которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР (статья 9 Договора).

  1. Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8 статьи 9 Договора).

При этом следует учитывать, что определение права на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависят от продолжительности страхового стажа, т.е. достаточно одного дня страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР.

  1. При исчислении размера пенсии по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик[6], а также на территории третьих государств при исчислении размера пенсии не учитываются (пункт 2 статьи 11 Договора).
  2. В случае, если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Договора).

При установлении пенсии по законодательству Российской Федерации гражданам, проживающим на территории Республики Таджикистан, фиксированная выплата к страховой пенсии, а также валоризация пенсионных прав в денежном выражении не устанавливаются (пункт 4 статьи 11 Договора).

  1. Определение права на накопительную пенсию и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также исчисление их размеров производятся согласно законодательству Российской Федерации (статья 10 Договора).
  2. При установлении социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации учитываются пенсии, установленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (пункт 3 статьи 6 Договора).
  3. Социальные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии неполучения застрахованным лицом (членом его семьи) пенсии по законодательству Республики Таджикистан (пункт 4 статьи 6 Договора).
  4. Выплата назначенной пенсии осуществляется по заявлению застрахованных лиц либо на территории Договаривающейся Стороны, её назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны (статья 5 Договора).
  5. В случае переезда застрахованного лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания выплата пенсий продолжается Договаривающейся Стороной, их назначившей (пункт 3 статьи 5 Договора). При этом выплата российской пенсии по Договору может осуществляться по выбору застрахованного лица либо на территории Российской Федерации, либо переводиться в Республику Таджикистан (пункт 4 статьи 5 Договора).

При переезде застрахованного лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания выплате не подлежит фиксированная выплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении, доплаты к страховой пенсии, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливаются с учетом места жительства получателя пенсии и (или) члена его семьи, а также сумма пенсии, исчисленная за страховой стаж, учтенный с применением норм международного договора, согласно которому обязательство по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого застрахованное лицо проживает (пункт 5 статьи 5 Договора).

Исключение составляют случаи переезда застрахованного лица на постоянное место жительства на территорию третьего государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор[7], согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого застрахованное лицо проживает. В этом случае выплата пенсии, установленной по Договору, прекращается.

  1. Пенсии, установленные до вступления в силу Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений Договора. Исключение составляют социальная (федеральная или региональная) доплата к пенсии в Российской Федерации и случаи переезда на постоянное место жительства застрахованного лица, которому до вступления в силу Договора назначена пенсия на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства. В этих случаях производятся пересмотр и перерасчет ранее назначенной пенсии (статья 20 Договора).
  2. Заявление об установлении (выплате) пенсии, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, считается заявлением, дающим право на установление (выплату) соответствующей пенсии согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны при наличии права на установление (выплату) пенсии по законодательству этой Договаривающейся Стороны (пункт 1 статьи 15 Договора).

При этом заявление и документы, необходимые для реализации Договора, поданные в уполномоченный орган или компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, признаются поданными в ту же дату в уполномоченный орган или компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны (пункт 2 статьи 15 Договора).

  1. Компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, выплатившее пенсию в размере, превышающем полагающийся застрахованному лицу размер пенсии, и прекратившее их выплату, может запросить компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны вычесть излишне выплаченную сумму из пенсий, выплачиваемых этой Договаривающейся Стороной, в пределах размеров, установленных ее законодательством (статья 16 Договора).
  2. Лица, имеющие право на получение сумм пенсий, не полученных застрахованным лицом или членом его семьи в связи со смертью, обращаются с заявлением об их выплате и необходимыми документами в компетентное учреждение одной из Договаривающихся Сторон (статья 6 Договора).
  3. В целях установления инвалидности медицинское обследование (медицинское освидетельствование) застрахованных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон по месту их жительства (пункт 1 статьи 14 Договора).

Решения о группе, сроке и причине инвалидности принимаются (в том числе заочно) компетентным учреждением, осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производятся установление и выплата соответствующей пенсии. При этом принимаются во внимание справки и медицинские заключения, выданные в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон (пункт 2 статьи 12 Договора).

  1. Порядок реализации Договора в настоящее время регламентируется проектом административного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Агентством социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан по применению Договора[8] с использованием формуляров, являющихся приложением к названному проекту.

По вопросам реализации пенсионных прав по Договору застрахованное лицо (член его семьи, представитель) обращается с заявлением о назначении пенсии и необходимыми документами в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны по месту жительства, а в случае его проживания на территории третьего государства – в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны своей гражданской принадлежности, которое в свою очередь, направляет соответствующие формуляры и необходимые для назначения пенсии документы в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны на пенсию от которой застрахованное лицо (член его семьи, представитель) претендует.

Компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, получившее от компетентного учреждения другой Договаривающейся Стороны формуляры и документы после принятия по ним в установленном порядке решения направляет этому компетентному учреждению соответствующий формуляр-уведомление о принятом решении, формуляр о страховом стаже, учтенном при вынесении решения.

Граждане, проживающие в Российской Федерации, по вопросу установления пенсии обращаются в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *